Размер:
Цвет:

Информация об управлении и о распоряжении государственным имуществом, в том числе о составе государственного имущества, совершенных сделках, перечне имущества, переданного в управление органам государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, о результатах приватизации за 2014 год

Информация

об управлении и о распоряжении государственным имуществом,

в том числе о составе государственного имущества, совершенных сделках, перечне имущества, переданного в управление органам государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, о результатах приватизации за 2014 год                                     (далее – Информация)

 

Состав и структура государственного имущества автономного округа

 

По состоянию на 1 января 2015 года стоимость имущества, учтенного в реестре государственного имущества Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее – реестр), составила 467,2 млрд. рублей, что на 24 % выше соответствующего показателя 2013 года и в 31 раз превышает стоимость имущества в 2000 году. Динамика стоимости имущества     Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – автономный округ) за период с 2000 года по 2014 год представлена на рисунке 1.

 

Рис. 1. Динамика стоимости имущества автономного округа

 

Тенденция увеличения стоимости государственного имущества автономного округа сохраняется в связи с приобретением и строительством новых объектов, а также перераспределением полномочий между публичными уровнями власти. Структура имущества по формам его использования на 1 января 2015 года представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Структура имущества автономного округа на 1 января 2015 года

 

Необходимо отметить, что проводимые в 2014 году мероприятия по приведению состава имущественного комплекса автономного округа в соответствие с выполняемыми полномочиями позволили сократить долю казенного имущества за прошедший год на 4 %. Доля имущества, находящегося в хозяйственном ведении, осталась неизменной.

Анализ динамики стоимости имущества за последние 5 лет показан в таблице 1 и свидетельствует о том, что значительных изменений в структуре не произошло, вместе с тем максимальный удельный вес государственного имущества приходится на имущество некоммерческого использования.

 

Таблица 1

Анализ динамики стоимости и структуры имущества

 автономного округа за период 2010-2014 гг.

 

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

млрд. руб.

%

млрд. руб.

%

млрд. руб.

%

млрд. руб.

%

млрд.руб.

%

Имущество, находящееся в оперативном управлении

151,6

65

209,9

69

202,8

65

265,4

71

349,7

75

Имущество государственной казны

74,0

32

92,8

30

101,0

33

102,1

27

109,6

23

Имущество, находящееся в хозяйственном ведении

7,9

3

3,0

1

7,1

2

8,4

2

8,1

2

Всего балансовая стоимость имущества

233,5

100

305,8

100

310,9

100

375,9

100

467,4

100

 

Общая площадь зданий и сооружений, находящихся в собственности автономного округа (за исключением земельных участков), составляет 4 794 680,6 кв. м. Прирост площади по отношению к 2013 году составил     16 %. Структура площади недвижимого имущества (за исключением земельных участков) по формам его использования приведена на рисунке 3.

Рис. 3. Структура площади недвижимого имущества, находящегося

в собственности автономного округа по состоянию на 1 января 2015 года

 

Общая площадь земельных участков, находящихся в собственности автономного округа, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 117 219,5 га. Наибольшая доля площади - 92,3 % приходится на земли особо охраняемых территорий и объектов, 4,4 % - земли промышленности, земельные участки категории земель населенных пунктов и категории земель сельскохозяйственного назначения и занимают 2,9 % и 0,4 % соответственно. Структура площади земельных участков по формам его использования приведена на рисунке 4.

Рис.4 Структура площади земельных участков, находящихся

в собственности автономного округа по состоянию на 1 января 2015 года

 

В связи с проводимой оптимизацией сети государственных учреждений, предприятий, приватизацией, а также  по причине изменения полномочий, возложенных на автономный округ, количество организаций с участием автономного округа меняется. Динамика количества организаций с участием автономного округа за период с 2000 года по 2014 год представлена на рисунке 5.

 

Рис. 5 Динамика количества организаций автономного округа

 

Анализ динамики количества организаций с участием автономного округа в 2014 году в сравнении с 2013 годом представлен в таблице 2. Наибольший удельный вес, более 80 %, приходится на государственные учреждения, из них 57 % составляют бюджетные учреждения, 30 % казенные и 13 % автономные. Мероприятия, проводимые в целях приведения структуры и состава имущества в соответствие с исполняемыми полномочиями, путем последовательного сокращения количества предприятий и учреждений, в том числе их реорганизации, ликвидации, приватизации, позволили сократить количество организаций с участием автономного округа по отношению к 2013 году на 4,5 %. Наиболее эффективный результат достигнут по оптимизации государственных учреждений, в 2014 году их число уменьшилось на 15. На 1 января 2015 года общее количество организаций с участием автономного округа составило 380.

Таблица 2

Анализ динамики количества организаций

 с участием автономного округа за период 2013-2014 гг.

 

№ п/п

Виды организаций

2013 г.

2014 г.

Отклонение (2014 г. к 2013 г.)

кол-во

%

кол-во

%

1

Государственные учреждения, в том числе:

320

80,4

305

80,2

- 15

1.1

автономные учреждения

37

11,5

39

12,8

+ 2

1.2

казенные учреждения

94

29,4

92

30,1

- 2

1.3

бюджетные учреждения

189

59,1

174

57,1

- 15

2

Органы власти

36

9,0

36

9,5

0

3

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

0

0

1

0,3

+ 1

4

Государственные унитарные предприятия

8

2,0

6

1,6

- 2

5

Хозяйственные общества с участием автономного округа

25

6,3

24

6,3

- 1

6

Некоммерческие организации (кроме государственных учреждений)

9

2,3

8

2,1

- 1

Итого организаций

398

100

380

100

- 18

 

 

Управление акциями (долями), находящимися

в собственности автономного округа

 

На 1 января 2015 года автономный округ участвовал в 24 хозяйственных обществах. Информация об организациях с участием автономного округа представлена в таблице 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Таблица 3

 

Информация о хозяйственных обществах с участием автономного округа на 1 января 2015 года

 

№ п/п

Наименование хозяйственного общества

Уставный капитал (уставный фонд), руб.

Доля автономного округа в уставном капитале, %

Балансовая стоимость пакета акций, принадлежащего автономному округу, тыс. руб.

Номинальная стоимость пакета акций, принадлежащего автономному округу, тыс. руб.

1

ОАО «Инвестиционная жилищная компания»

7 907 213 000,0

100

7 907 213,0

7 907 213,0

2

ОАО «Югорская территориальная энергетическая компания»

4 371 644 076,0

100

4 371 644,1

4 371 644,1

3

ОАО «Югорский лесопромышленный холдинг»

3 863 480 000,0

100

3 863 480,0

3 863 480,0

4

ОАО «Государственная страховая компания «Югория»

3 859 973 000,0

100

8 081 713,1

3 859 973,0

5

ОАО «Югра-плит»

1 250 000 000,0

100

1 250 000,0

1 250 000,0

6

ОАО «Югорский рыбоводный завод»

1 653 207 376,0

100

1 653 207,4

1 653 207,4

7

ОАО «Издательский дом «Новости Югры»

525 776 971,0

100

525 777,0

525 777,0

8

ОАО «Ханты-Мансийская аптека»

396 294 456,0

100

396 294,5

396 294,5

9

ОАО «Реабилитационно-технический центр»

264 794 500,0

100

264 764,5

264 794,5

10

ОАО «Когалымгоргаз»

187 658 089,0

100

187 658,1

187 658,1

11

ОАО «Аэропорт Нягань»

171 720 000,0

100

171 720,0

171 720,0

12

ОАО «Нижневартовскавиа»

142 686 830,0

100

142 686,8

142 686,8

13

ОАО «НПЦ Мониторинг»

91 644 870,0

100

91 644,9

91 644,9

14

ОАО «Аэропорт Урай»

80 136 170,0

100

80 136,2

80 136,2

15

ОАО «Казымская оленеводческая компания»

61 603 648,0

100

62 268,5

61 603,7

16

ОАО «НижневартовскНИПИнефть»

10 804 000,0

100

15 000,0

10 804,0

17

ЗАО «Обьполимер»

100 000,0

100

100,0

100,0

18

ООО «Юграавиа»

105 700 000,0

99,62

105 300,0

105 300,0

19

ОАО «Ханты-Мансийский негосударственный пенсионный фонд»

234 313 825,6

94,95

222 481,0

222 481,0

20

ООО «Северавтотранс»

69 309 270,0

72,45

50 096,1

50 214,6

21

ОАО «Северречфлот»

213 390 421,2

58,53

213 390,4

213 390,4

22

ОАО «Корпорация Развития»

29 482 849 000,0

36,51

10 765 290,0

10 765 290,0

23

ОАО «ЮТЭК-Югорск»

2 000 000,0

25,0

500,0

500,0

24

ОАО «Оланг-Хатл»

750 000,0

17,25

129,4

129,4

Всего

40 422 525,0

36 196 042,6

 




По размеру участия автономного округа хозяйственные общества распределены следующим образом:

в 17 обществах (71 % от числа обществ) автономный округ является единственным акционером (участником), имея в собственности 100 % их акций (долей), в 4 обществах (17 %) – свыше 50 %, в 2 обществах (8 %) - от 25 до 50% и в 1 обществе (4 %) – менее 25 %.

Управление  принадлежащими автономному округу акциями (долями) хозяйственных обществ осуществляется представителями, назначаемыми Правительством автономного округа. В хозяйственных обществах с участием автономного округа в течение 2014 года состоялось 231 корпоративное событие, в том числе 21 собрание акционеров, 142 заседания советов директоров (рассматривались и утверждались концепции развития обществ, бизнес-планы, отчеты об их исполнении, а также принимались решения о дополнительных эмиссиях акций и согласовании сделок), принято 45 решений единственного акционера, проведено 25 ревизионных проверок.

Путем оплаты дополнительной эмиссии приобретены акции                    ОАО «Издательский дом «Новости Югры» в количестве 2 289 491 акции по номиналу 1 рубль каждая, акции ОАО «Югорский рыбоводный завод» в количестве 603 207 376 штук по номиналу 1 рубль каждая. В результате приватизации государственного предприятия автономного округа «Реабилитационно-технический центр» путем преобразования в открытое акционерное общество автономный округ стал собственником акций        ОАО «Реабилитационно-технический центр» в количестве 26 794 500 штук по номиналу 1 рубль каждая.

Включены в государственную казну автономного округа акции «ЮТЭК-Югорск» в количестве 500 000 акций по номиналу 1 рубль каждая, на общую сумму 500,0 тыс. рублей, что составило 25 % уставного капитала общества, путем передачи от муниципального образования город Югорск. В результате акционирования Ханты-Мансийского негосударственного пенсионного фонда автономный округ стал собственником акций ОАО «Ханты-Мансийский негосударственный пенсионный фонд» в количестве 1 483 206 516 штук по 0,15 рублей каждая на общую сумму 222 481,0 тыс. рублей, что составило 94,95 % уставного капитала общества.

В рамках подпрограммы «Развития животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» государственной программы автономного округа «Развитие агропромышленного комплекса и рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2014-2020 годах» в декабре 2014 года предоставлены бюджетные инвестиции путем внесения взноса в уставный капитал открытого акционерного общества «Казымская оленеводческая компания» в сумме 40,0 млн. рублей для осуществления реконструкции зверофермы ОАО «Казымская оленеводческая компания». Акции будут включены в государственную казну автономного округа после регистрации отчета об итогах выпуска в регистрирующем органе.

В отчетном году приватизированы акции ОАО «Тендерресурс» и акции ОАО «Челябинская птицефабрика». В результате ликвидации ОАО «Региональное агентство реконструкции жилищного фонда» акции общества исключены из состава государственной казны автономного округа.

 

 

Управление унитарными предприятиями автономного округа

 

По состоянию на 1 января 2015 года количество государственных предприятий автономного округа составило 6.

В отчетном году государственное предприятие автономного округа «Реабилитационно-технический центр» преобразовано в открытое акционерное общество. Продолжается процедура ликвидации государственного предприятия автономного округа «Центр правовых проблем северных территорий». В 2014 году приняты решения о приватизации ГП «Северавтодор» и ГП «Саранпаульский» путем преобразования в открытые акционерные общества. Уставные фонды предприятий будут исключены из государственной казны автономного округа после регистрации выпусков акций в регистрирующем органе.

В 2014 году в бюджет автономного округа поступила часть прибыли от использования государственного имущества, находящегося в хозяйственном ведении, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размере 8 288,0 тыс. рублей, в том числе от ГП «Северавтодор»  5 029,5 тыс. рублей и ГП «Реабилитационно-технический центр» в размере 3 258,5 тыс. рублей.

В течение года анализировалась финансово-хозяйственная деятельность унитарных предприятий, по итогам подготовлены заключения с рекомендациями о повышении эффективности деятельности. Проведены 4 ревизионные проверки, по результатам которых подготовлены и направлены представления об устранении выявленных нарушений. Вместе с тем по итогам обязательного аудита действующих унитарных предприятий отчетность признана достоверной.

Информация об унитарных предприятиях автономного округа на 1 января 2015 года  представлена в таблице 4.

 




Таблица 4

 

Информация об унитарных предприятиях автономного округа на 1 января 2015 года

№ п/п

Наименование государственного предприятия

Сфера деятельности

Состояние

Величина уставного фонда, тыс.руб.

Кол-во объектов недвижимого имущества, ед.

1

Государственное унитарное предприятие Ханты-Мансийского автономного округа «Саранпаульский»

разведение северных оленей

действует, ведется процедура преобразования в ОАО

47 390,5

0

2

Государственное предприятие Ханты-Мансийского автономного округа «Северавтодор»  

строительство, ремонт, обслуживание автодорог

действует, ведется процедура преобразования в ОАО

300 000,0

261

3

Государственное предприятие Ханты-Мансийского автономного округа «Исполнительная дирекция Фонда поколений Ханты-Мансийского автономного округа»

инвестиционная деятельность

действует

11 465 303,3

162

4

Государственное предприятие Ханты-Мансийского автономного округа «Аптечная база»

фармацевтическая деятельность (оптовая и розничная торговля)

действует

50 000,0

24

5

Государственное предприятие Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Лесосервисная компания «Югралесхоз»

услуги в области лесоводства

действует, ведется процедура преобразования в ОАО

69 791,0

35

6

Государственное предприятие Ханты-Мансийского автономного округа «Центр правовых проблем северных территорий»

научные исследования и разработки в области общественных и гуманитарных наук

процедура ликвидации

2 502,5

0

Итого

11 934 987,3

482

 

 




Управление учреждениями автономного округа

Учреждения автономного округа созданы и осуществляют свою деятельность в различных социально значимых для округа сферах (наука, образование, охрана здоровья, культура, спорт, социальное обслуживание и др.).

По состоянию на 1 января 2015 года общее количество учреждений составило 305, из них доля бюджетных учреждений автономного округа – 57 %, доля казенных учреждений автономного округа – 30 % и автономных учреждений, соответственно, – 13 %.

В отчетном году на основании распорядительных документов Правительства автономного округа:

автономное учреждение автономного округа «Киноцентр «Югра» реорганизовано путем присоединения к автономному учреждению автономного округа «Югорский кинопрокат»;

автономное учреждение дополнительного профессионального образования автономного округа «Институт профессионального образования и исследования рынка труда» реорганизовано путем присоединения к автономному учреждению дополнительного профессионального образования автономного округа « Институт развития образования»;

принято из собственности муниципального образования автономного округа в собственность автономного округа автономное учреждение «Центр авиационной, технической и военно-прикладной подготовки «Росич»;

казенное учреждение автономного округа «Детский дом-интернат для детей с физическими и умственными недостатками «Возрождение» реорганизовано путем присоединения к бюджетному учреждению автономного округа «Комплексный центр социального обслуживания населения «Надежда»;

тип бюджетного учреждения автономного округа «Редакция журнала «Югра» изменен на автономное учреждение автономного округа «ЮграПресс»;

тип бюджетного учреждения автономного округа «Санаторий «Юган» изменен на автономное учреждение автономного округа «Санаторий «Юган»;

тип бюджетного учреждения автономного округа «Югра Классик» изменен на автономное учреждение автономного округа  «Югра Классик»;

бюджетное учреждение автономного округа «Центр социальной помощи семье и детям «Горизонт» реорганизовано путем присоединения к бюджетному учреждению автономного округа «Комплексный центр социального обслуживания населения «Милосердие»;

бюджетное учреждение автономного округа «Центр социальной помощи семье и детям «Родничок» реорганизовано путем присоединения бюджетному учреждению автономного округа «Комплексный центр социального обслуживания населения «Радуга»;

бюджетное учреждение автономного округа «Покачевское профессиональное училище» реорганизовано путем присоединения к бюджетному учреждению автономного округа «Лангепасский политехнический колледж»;

бюджетное учреждение автономного округа «Няганьский городской перинатальный центр» реорганизовано путем присоединения к бюджетному учреждению «Няганьская окружная больница»;

реорганизованы путем присоединения к бюджетному учреждению автономного округа «Центр медицинской профилактики» бюджетные учреждения автономного округа «Сургутский городской центр медицинской профилактики», «Нижневартовский городской центр медицинской профилактики» и «Нефтеюганский городской центр медицинской профилактики»;

реорганизованы путем присоединения к бюджетному учреждению автономного округа «Клинический врачебно-физкультурный диспансер» бюджетные учреждения «Сургутский городской врачебно-физкультурный диспансер», Нижневартовский городской врачебно-физкультурный диспансер» и «Нефтеюганский врачебно-физкультурный диспансер»;

ликвидированы казенное учреждение автономного округа «Специальное учреждение для содержания по решению суда иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации или депортации» и бюджетное учреждение автономного округа « «Центр оценки качества образования».

За отчетный год подготовлено 22 решения о согласовании предложений исполнительных органов государственной власти автономного округа о создании, реорганизации, ликвидации и изменении типа учреждения. По вопросам деятельности 39 автономных учреждений состоялось 160 заседаний наблюдательных советов.

Проведены проверки 566 объектов недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за 50 государственными учреждениями автономного округа. По итогам выданы требования об устранении выявленных нарушений, должностные лица учреждений привлечены к административной ответственности.

 

Управление некоммерческими организациями с участием автономного округа (не являющимися государственными учреждениями)

 

С целью развития ряда сфер деятельности, в том числе жилищного строительства, капитального ремонта многоквартирных домов, поддержки малого и среднего предпринимательства, энергосбережения, развития профессионального и любительского хоккея, по состоянию на 1 января 2015 года  создано 8 некоммерческих организаций с участием автономного округа (не являющимися государственными учреждениями) (таблице 5).

В результате акционирования Ханты-Мансийского негосударственного пенсионного фонда автономный округ стал собственником акций ОАО «Ханты-Мансийский негосударственный пенсионный фонд».

Таблица 5

Некоммерческие организации, участником которых

является автономный округ

 

п/п

Наименование

Величина имущественных взносов из бюджета автономного округа в 2014 г., тыс. руб.

1

Окружной фонд развития жилищного строительства «Жилище»

0,0

2

Фонд микрофинансирования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

10 000,0

3

Фонд поддержки предпринимательства Югры

344 500,0

4

Фонд развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

193 000,0

5

Фонд «Центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Югры»

23 100,0

6

Югорский фонд капитального ремонта многоквартирных домов

1 828,6

7

Автономная некоммерческая организация «Центр энергосбережения Югры»

41 150,0

8

Некоммерческое партнерство «Хоккейный клуб «Югра»

0,0

Итого

613 578,6

 

Сделки с государственным имуществом автономного округа

 

Одним из основных видов  доходов бюджета автономного округа от использования государственного имущества является арендная плата за переданное в пользование имущество, в том числе за земельные участки. В течение отчетного периода продолжена работа по передаче в аренду казенного имущества и согласованию передачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении государственных учреждений автономного округа, в целях обеспечения более эффективной организации их деятельности.

В отчетном году заключено 594 договора аренды государственного имущества автономного округа, из них 68 договоров аренды земельных участков, находящихся в собственности автономного округа, общей площадью 13,8 га и 526 договоров аренды имущества автономного округа.

По состоянию на 1 января 2015 года действует 791 договор аренды государственного имущества, из которых 681 договор аренды имущества и 110 договоров аренды земельных участков общей площадью 130,2 га.

Всего в 2014 году передано в аренду государственного имущества автономного округа общей стоимостью 16 334,0 млн. рублей, в том числе недвижимое имущество площадью 229,4 тыс. кв. м, стоимостью 10 681,6 млн. рублей, движимое имущество в количестве 30,8 тыс. единиц стоимостью 5 652,4 млн. рублей.

Объем дохода в 2014 году от аренды государственного имущества автономного округа составил 222,5 млн. рублей, что на 16 % выше арендного дохода предыдущего года.

Согласовано 204 сделки по передаче безвозмездно движимого и недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными учреждениями автономного округа, и 182 сделки по предоставлению в аренду нежилых помещений, закрепленных на праве оперативного управления за государственными учреждениями автономного округа.

В течение года активно велась претензионная работа с арендаторами, имеющими просроченную задолженность по уплате арендных платежей (направлено 60 уведомлений на сумму 30,9 млн. рублей о погашении задолженности в досудебном порядке). С недобросовестными арендаторами расторгались договоры, задолженность взыскивалась в судебном порядке. Всего в арбитражном суде за год рассмотрено 19 дел, из них 18 дел, связанных с арендой государственного имущества автономного округа, и 1 – по взысканию задолженности по договору купли-продажи квартиры. Удовлетворено 10 исковых заявлений, по 5 заявлениям задолженность добровольно погашена, по 3 заключены мировые соглашения, в удовлетворении 1 заявления отказано в связи с истечением срока исковой давности. Сумма возмещения составила 40,9 млн. рублей по основному долгу, пени (проценты) – 5,1 млн. рублей. Кроме того, из предъявленных в 2014 году - 23 иска планируются к рассмотрению по существу в 2015 году.

Претензионная работа по образовавшейся задолженности за аренду земельных участков автономного округа осуществлялась посредством направления в адрес 8 должников уведомлений о необходимости ее  погашения. Поступления в бюджет автономного округа по погашению задолженности составили 341,8 тыс. рублей.

В течение года проведено 26 проверок целевого и эффективного использования объектов казенного недвижимого имущества, переданного в пользование по договорам аренды и безвозмездного пользования.

В отношении имущества, используемого учреждениями не по назначению либо неиспользуемого, приняты решения об изъятии из оперативного управления учреждений для последующей передачи в муниципальную собственность и приватизацию. По итогам проверок внесены соответствующие изменения в утвержденный распоряжением Правительства автономного округа от 5 сентября 2013 года № 462-рп «О перечне государственного имущества Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, предназначенного к приватизации в 2014 году и в плановый период 2015 и 2016 годов» перечень имущества, подлежащего  приватизации, и распоряжение Департамента по управлению государственным имуществом автономного округа от 31 декабря 2013 года  № 13-Р-3332 «О перечне государственного имущества автономного округа - Югры, предназначенного к приватизации в 2014 году, балансовая стоимость которого не превышает 5 миллионов рублей».

Учитывая, что государственная поддержка малого и среднего предпринимательства является одним из приоритетных направлений социально-экономической политики автономного округа, в целях имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и создания им благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности в соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 25 сентября 2010 года № 223-п «О порядке передачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» при передаче недвижимого имущества в  аренду установлен льготный (понижающий) коэффициент. На 1 января 2015 года действуют 24 договора аренды с субъектами малого и среднего предпринимательства, общая площадь, предоставленная в аренду, составляет 43 435 кв. м. В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» распоряжением Департамента по управлению государственным имуществом автономного округа от 14 августа 2013 года № 13-Р-1709 внесены изменения в перечень государственного имущества автономного округа, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав с субъектами малого и среднего предпринимательства) и предназначенного для предоставления во владение и (или) пользование субъектам предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов. Перечень опубликован на официальном сайте http://www.depgosim.admhmao.ru.

В 2014 году осуществлялась работа по передаче имущества в оперативное управление исполнительным органам государственной власти автономного округа (таблица 6).

Таблица 6

Перечень и стоимость имущества, переданного органам государственной власти автономного округа в 2014 году

 

№ п/п

Наименование

Ед. измерения

Балансовая (кадастровая) стоимость

1

Недвижимое имущество (здания, сооружения)

млн. руб.

14 666,7

2

Транспортные средства

млн. руб.

0,2

3

Иное движимое имущество

млн. руб.

199,0

4

Материальные запасы

млн. руб.

556,6

5

Нематериальные активы

млн. руб.

0,0

6

Земельные участки

млн. руб.

5 056,6

 

По состоянию на 1 января 2015 года действует 121 договор безвозмездного пользования государственным имуществом автономного округа на сумму 5 126,0 млн. рублей. В отчетном году заключено 35 договоров безвозмездного пользования имущества казны, из них 3 договора безвозмездного срочного пользования земельными участками, находящимися в собственности автономного округа, общей площадью 55,3 га.

 

 

Разграничение государственного и муниципального имущества

 

В отчетном году, в соответствии с законодательством Российской Федерации, продолжена работа по разграничению собственности между органами власти различных уровней. Информация о динамике стоимости разграниченного государственного и муниципального имущества представлена в таблице 7.

Таблица 7

Разграничение государственного и муниципального имущества

млн. руб.

Осуществлена передача:

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Отклонение (2014 г. к 2013 г.)

из собственности Российской Федерации в собственность автономного округа

687,0

769,2

732,8

719,5

706,6

- 12,9

из собственности автономного округа в собственность Российской Федерации

56,6

264,4

2 993,1

676,5

925,3

+ 248,8

из  муниципальной собственности в собственность автономного округа

2 714,5

1 669,4

774,0

354,9

3 900,2

+ 3 545,3

из собственности автономного округа в собственность муниципальных образований

8 561,5

2 328,1

8 613,7

9 697,9

5 903,3

- 3 794,6

из собственности Тюменской области в собственность автономного округа в рамках реализации программы «Сотрудничество»

14 304,2

11 184,7

29 680,7

27 111,0

26 431,0

- 680,0

 

В соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 10 декабря 2007 года № 313-п «О формировании и реализации программы «Сотрудничество» за 2014 год в собственность автономного округа принято 126 объектов недвижимости (зданий, помещений, инженерных сетей, автомобильных дорог), а также оборудование для оснащения многофункциональных центров, детских садов, медицинских организаций, учреждений социального обслуживания и транспорта на сумму 26,43 млрд. рублей. В собственность автономного округа приняты вновь построенные социально значимые объекты – это детские сады в        г. Пыть-Яхе, в п. Горноправдинске, 2 объекта в г. Сургуте, дом престарелых в г. Нефтеюганске, школа в г. Ханты-Мансийске, школа в Советском районе и т.д.

В течение года по программе «Сотрудничество» осуществлялись мероприятия по приобретению объектов недвижимости на территории автономного округа. Приобретено 3 помещения для многофункциональных центров (пгт. Междуреченский Кондинского района, пгт. Излучинский Нижневартовского района, п. Пионерский Советского района), а также помещения для органов власти в г.Ханты-Мансийске.

Учитывая подписанные соглашения с федеральными органами государственной власти, в том числе с Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, сроки регистрации права собственности на объекты государственного имущества сократились с 18 до 10 дней, срок регистрации на объекты, принимаемые по программе «Сотрудничество», составляет 5 дней.

 

Приватизация государственного имущества

 

Приватизация государственного имущества автономного округа осуществлялась в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», Законом автономного округа от 23 декабря 2004 года № 92-оз «О порядке приватизации имущества, находящегося в государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

Состав государственного имущества, подлежащего приватизации в 2014 году, был утвержден распоряжением  Правительства автономного округа от 5 сентября 2013 года № 462-рп «О перечне государственного имущества Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, предназначенного к приватизации в 2014 году и в плановый период 2015 и 2016 годов» (далее – перечень) и распоряжением Департамента по управлению государственным имуществом автономного округа                  от 31 декабря 2013 года № 13-Р-3332 «О перечне государственного имущества Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, предназначенного к приватизации в 2014 году, балансовая стоимость которого не превышает 5 миллионов рублей».

В отчетном году проведены следующие мероприятия:

В первом квартале состоялся аукцион по продаже обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО «Тендерресурс», доля автономного округа составляла 100 %, в результате победителем признано ООО «Развитие Санкт-Петербурга», стоимость сделки составила 256 000,00 тыс. рублей.

По итогам аукциона по продаже обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО «Птицефабрика Челябинская» в количестве 1 107 001 штук номинальной стоимостью 1000 рублей каждая, доля автономного округа составляла 94,13 %, победителем признано ООО «ОВОМИР», стоимость сделки составила 1 437 500,00 тыс. рублей.

Посредством публичных торгов состоялась приватизация 113 объектов государственной собственности, в том числе 7 объектов недвижимого имущества на общую сумму  17,9 млн. рублей, из них 5 гаражных помещения площадью более 159 кв. м и 2 земельных участка, а также 106 единиц движимого имущества (автотранспорт).

На основании распоряжения Департамента по управлению государственным имуществом автономного округа от 19 ноября 2014 года № 13-исх-2801 принято решение о приватизации государственного унитарного предприятия Ханты-Мансийского автономного округа «Северавтодор».

На основании распоряжения Департамента по управлению государственным имуществом автономного округа от 31 декабря 2014 года № 13-исх-3557 принято решение о приватизации государственного унитарного предприятия Ханты-Мансийского автономного округа Саранпаульский».

Приватизация ОАО «Когалымгоргаз» запланирована путем внесения пакета акций в уставный капитал акционерного общества в 2015 году.

 

 

Доходы от управления государственным имуществом,

в том числе от реализации государственного имущества

 

Одним из критериев эффективного управления объектами государственного имущества является положительная динамика доходов от их использования.

Анализ поступления доходов от управления государственным имуществом автономного округа за период с 2002 года по 2014 год представлен на рисунке 8.

Рис.8 Анализ поступления доходов от управления государственным имуществом автономного округа за период 2002 – 2013 годы

 

Анализ динамики доходов от управления государственным имуществом автономного округа за последние 5 лет представлен в таблице 8. За отчетный год основными источниками доходов от использования государственного имущества явились поступления (78 %) от продажи акций хозяйственных обществ с участием автономного округа, от сдачи в аренду государственного имущества (8,5 %), прочие поступления от коммерческого найма имущества (6,2 %), продажи квартир (3,8 %), а также аренды земельных участков (1,3 %).

План по неналоговым доходам, источникам внутреннего финансирования дефицита бюджета от управления государственным имуществом составил 2 076,1 млн. рублей, при этом в бюджет фактически поступили средства в сумме 2 163,0 млн. рублей, исполнение запланированного показателя составило 104 %. Основную долю поступлений составляют средства от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности автономного округа, - 78,3 %, объем этих поступлений равен 1 693,5 млн. рублей.




Таблица 8

 

Анализ динамики доходов от управления государственным имуществом

автономного округа за период с 2010 по 2014 годы

                                                                                                                                                                                   тыс. руб.

№ п/п

Наименование показателя

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

план

факт

%     выполнения плана

1

Доходы от сдачи в аренду государственного имущества

278 292,6

256 254,7

162 684,7

169 967,6

189 000,0

194 162,1

103

2

Арендная плата за земельные участки, находящихся в собственности автономного округа

13 607,1

46 149,9

21 080,7

22 381,9

24 000,0

28 299,4

118

3

Доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим автономному округу

11 071,0

186 013,4

78 876,6

38 666,6

14 449,2

14 449,2

100

4

Доходы от реализации имущества

8 856,9

24 233,3

135 752,4

36 233,3

16 117,5

16 171,3

100

5

Доходы от продажи квартир

159 535,6

150544,6

138 692,0

97 068,0

78 000,0

82 672,5

106

6

Перечисление части прибыли унитарных предприятий остающейся после уплаты налогов

12 735,2

30 909,9

19 855,0

11 095,1

8 288,0

8 287,9

100

7

Прочие поступления от использования имущества (в т.ч. от коммерческого найма)

20 681,3

56 834,1

25 581,9

26 191,5

50 365,7

122 196,5

242

8

Доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов

64 620,9

88 672,9

98 378,6

78 104,4

1 759,6

1 882,6

107

9

Прочие доходы

233 184,4

20 039,6

13 755,0

25 572,7

9 609,2

11 150,2

116

10

Итого доходы от использования государственной собственности

783 377,7

796 067,7

694 656,9

505 281,1

391 589,2

479 271,7

123

11

Средства от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности автономного округа

1 984,4

1 745 936,9

14 462 300,0

    1 690 566,0

1 693 500,0

1 693 500,0

100

12

Итого по источникам внутреннего финансирования дефицита бюджета

1 984,4

1 745 936,9

14 462 300,0

1 690 566,0

1 693 500,0

1 693 500,0

100

13

Всего

785 362,1

2 542 004,6

 

15 156 956,9

 

2 195 847,1

2 085 089,2

2 172 771,7

104



Программная деятельность

 

 

В течение 2014 года для реализации экономических и социальных задач автономного округа, развития эффективной конкурентной экономики, обеспечивающей повышение уровня и качества жизни населения автономного округа, повышения роли малого и среднего предпринимательства в экономике автономного округа, совершенствования механизмов финансовой и имущественной поддержки, развития жилищно-коммунального комплекса и повышения энергетической эффективности в автономном округе, а также в развитие агропромышленного комплекса и рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на территории автономного округа  Департамент по управлению государственным имуществом автономного округа осуществлял участие в 7 государственных программах. Объем бюджетных средств на реализацию их мероприятий на отчетный год составил 1 236,4 млн. рублей, фактически исполнено 1 228, 2 млн. рублей или 99,3 %.

С 1 января 2014 года реализуется государственная программа автономного округа «Управление государственным имуществом               Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014-2020 годы» (далее – госдарственная программа), утвержденная постановлением Правительства автономного округа от 9 октября 2013 года № 417-п, ответственным исполнителем которой определен Департамент. Целью государственной программы является формирование эффективной системы управления государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, позволяющей обеспечить оптимальный состав имущества для исполнения полномочий органами государственной власти автономного округа, достоверный учет и контроль использования государственного имущества автономного округа. Государственная программа и результаты ее реализации размещены на официальном сайте Департамента depgosim.admhmao.ru. Исполнение финансирования мероприятий государственной программы автономного округа составило 96 % к уточненному Закону автономного округа от 7 ноября 2013 № 107-оз
«О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».

 

 

 

Управление земельными ресурсами

 

В 2014 году на территории автономного округа гражданам, имеющим 3 и более детей, предоставлено 102 земельных участка под строительство индивидуального жилого дома или дачи на безвозмездной основе. Иным льготным категориям на территории автономного округа предоставлено 93 земельных участка под строительство индивидуального жилого дома или дачи на безвозмездной основе, из них 33 земельных участка предоставлены инвалидам, 15 участков предоставлены молодым семьям, имеющим детей, 23 земельных участка – ветеранам, 20 земельных участков предоставлены гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, 2 земельных участка предоставлены лицам, на которых распространяются меры социальной поддержки, установленные Федеральными законами Российской Федерации. Всего изъявили желание получить земельный участок 4894 многодетные семьи и 3604 гражданина, отнесенные к иным льготным категориям.

В полном объеме проведены кадастровые работы в отношении 135  земельных участков, из них 24 участка, по которым требовалось уточнить границы для дальнейшей регистрации в собственность автономного округа.

В рамках государственной программы «Управление государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 09.10.2013 №417-п, Департаментом с целью внедрения на территории автономного округа спутниковых технологий были проведены работы по развертыванию в автономном округе сети референцных станций для устойчивого обеспечения пространственными данными в режиме реального времени, что дает возможность внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о точных границах земельных участков и местоположении зданий и сооружений.

В рамках мероприятий по актуализации результатов кадастровой оценки земель в 2014 году проведена кадастровая оценка 78 466 земель промышленности и иного специального назначения, по результатам которой принято постановление Правительства автономного округа от 26 декабря 2014 года № 503-п «О результатах государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», вступившее в силу с     1 января 2015 года. Утвержденные результаты кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения являются основой для определения размера арендной платы за земельные участки, исчисления земельного налога. Также заключен государственный контракт на проведение работ по актуализации кадастровой оценки земель населенных пунктов, срок исполнения по которому определен до 31 августа 2015 года.

 

 

Государственная регистрация права собственности автономного округа, права оперативного управления и хозяйственного ведения

 

В отчетном году продолжилась работа по государственной регистрации права собственности автономного округа на недвижимые объекты. Общее количество объектов, на которые зарегистрировано право собственности автономного округа, составило 1848, в том числе:

403 земельных участка;

48 жилых помещений;

1397 нежилых объектов недвижимости.

Прекращено право собственности автономного округа на 413 объекта недвижимости, в том числе на 26 земельных участков, 202 жилых помещения и 185 нежилых объектов недвижимости.

За отчетный период доля объектов недвижимого имущества, на которые зарегистрировано право собственности автономного округа, составила 85 % в общем объеме объектов, подлежащих государственной регистрации, за исключением земельных участков. Данный показатель на 14 % выше аналогичного показателя прошедшего периода. Доля объектов недвижимого имущества, на которые зарегистрировано право оперативного управления, составила 75,2 % от общего количества объектов, подлежащих регистрации. Данный показатель на 15 % выше показателя аналогичного прошедшего периода. Показатель доли объектов недвижимого имущества, на которые зарегистрировано право хозяйственного ведения, составил 78,8 %.

 

 

 

 

 

Предоставление государственных услуг в сфере управления

государственным имуществом

 

Всего утверждено 13 административных регламентов по государственным услугам. На сайте Департамента размещена подробная информация, в том числе административные регламенты, условия получения и порядок предоставления, бланки заявлений.

В 2014 году Департаментом оказывалось 13 видов государственных услуг в сфере управления имуществом, в том числе обеспечена возможность их предоставления в электронном виде.  Объем  оказанных государственных услуг за отчетный год составил 2 209 единиц. Наиболее востребованной явилась услуга по предоставлению сведений, содержащихся в реестре государственного имущества автономного округа.

В начале 2014 года для посетителей Департамента организовано автоматизированное рабочее место с выходом в Интернет для прохождения регистрации на Едином портале государственных услуг. Дополнительно для посетителей Департамента подготовлена наглядная пошаговая инструкция по регистрации и активации личного кабинета на Едином портале государственных услуг.

В местах оказания государственных услуг сотрудниками Департамента организовано проведение разъяснительной работы среди граждан – получателей государственных услуг в отношении регистрации на Едином портале государственных услуг и использования механизмов получения услуг в электронной форме – с помощью Единого портала государственных услуг, а также в режиме «одного окна» – на базе многофункционального центра.

В отчетном году широко использовалась региональная система межведомственного электронного взаимодействия, которая позволяет организовать информационное взаимодействие между федеральными и региональными органами власти в электронном виде с целью оптимизации процессов предоставления государственных услуг. Взаимодействие в электронном виде с Федеральной службой регистрации, кадастра и картографии, а также с Федеральной налоговой службой позволило значительно сократить время оказания гражданам и организациям государственных услуг в сфере имущественно-земельных отношений. На сайте http://www.depgosim.admhmao.ru размещена подробная информация о государственных услугах, оказываемых в сфере управления государственным имуществом автономного округа.

 

Правовое обеспечение деятельности в сфере управления

государственным имуществом

 

За 2014 год в сфере управления государственным имуществом автономного округа подготовлено 300 проектов нормативно-правовых актов автономного округа, в том числе: 36 постановлений Правительства автономного округа, 225 распоряжений Правительства автономного округа и 39 приказов Департамента нормативного характера.

Всего в течение 2014 года поступило 492 обращения граждан по вопросам управления государственной собственностью. Наиболее актуальными являлись вопросы о предоставлении бесплатных земельных участков для индивидуального жилищного строительства, в том числе для многодетных семей, кадастровой стоимости земельных участков, о приобретении земельного участка для строительства жилья, предоставлении земельного участка для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, аренде земельных участков, капитальном ремонте объектов государственной собственности автономного округа, а также жалобы на действия органов местного самоуправления. В результате рассмотрения обращений всем заявителям даны своевременные ответы в соответствии с действующими федеральными и окружными нормативно-правовыми актами.

 

Повышение эффективности

управления государственным имуществом

 

С 2014 года реализуется государственная программа автономного округа «Управление государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014-2020 годы», утвержденная постановлением Правительства автономного округа от 9 октября 2013 года № 417-п. Целью которой является формирование эффективной системы управления государственным имуществом автономного округа, позволяющей обеспечить оптимальный состав имущества для исполнения полномочий органами государственной власти автономного округа, достоверный учет и контроль использования государственного имущества автономного округа.

Последовательная, планомерная и системная реализация мероприятий  государственной программы позволит  обеспечить рост и проведение структурных изменений экономики автономного округа. Определение и формирование оптимального состава  государственного имущества позволят не только снизить бремя расходов на содержание объектов управления, не задействованных для реализации функций и стратегических приоритетов автономного округа, но и расширить материальную базу коммерческого сектора экономики.

С целью повышения эффективности управления государственным имуществом в декабре 2014 года проведена предварительная оценка эффективности управления государственным и муниципальным имуществом в автономном округе по состоянию на 1 января 2015 года. В результате выявлены резервы роста эффективности такого управления. На основании мониторинга, размещенного на официальном сайте http://www.depgosim.admhmao.ru, составлен рейтинг муниципальных образований автономного округа по степени эффективности управления имуществом.

В 2014 году  в целях оптимизации работ по учету государственного имущества используется программный комплекс учета земельных и имущественных отношений «Барс» для  ведения реестра государственного имущества, который интегрирован с Территориальной информационной системой  автономного округа (ТИС Югры). Информация об имуществе, учтенном в реестре государственного имущества автономного округа,    экспортируется в режиме ежедневной выгрузки в ТИС Югры. Информация об имуществе, учтенном в реестре государственного имущества автономного округа, актуализируется  в режиме  ежедневной выгрузки, что повышает  качество и оперативность обработки информации при принятии управленческих решений, а также уровень доступности информации для органов исполнительной власти автономного округа.

В отчетном периоде в рамках мероприятий по совершенствованию системы учета имущества автономного округа проведены работы, обеспечивающие ведение реестра государственного имущества  и предоставление сведений в него только в электронном виде. Правообладатели государственного имущества (учреждения, государственные предприятия, органы государственной власти) предоставляют информацию в реестр государственного имущества автономного округа посредством дополнительного сервиса по обмену данными в электронном виде, используя удаленный доступ через Интернет,  при этом имеют возможность в режиме он-лайн наблюдать учетное  состояние используемого ими имущества  в реестре. Вместе с тем полный отказ от бумажного документооборота ускоряет не только актуализацию данных реестра, но и существенно снижает трудозатраты правообладателей и сотрудников органов по управлению имуществом по его ведению, повышая в целом эффективность управления имуществом.

Опубликовано: 19.05.2016 12:34        Обновлено: 11.07.2018 11:58