Размер:
Цвет:

Оценка эффективности управления муниципальным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2019 году

Оценка эффективности управления муниципальным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры



В целях повышения эффективности и результативности деятельности по управлению государственным и муниципальным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – автономный округ) Департаментом по управлению государственным имуществом автономного округа (далее – Департамент) ежегодно, начиная с 2012 года, проводится рейтинговая оценка эффективности управления государственным и муниципальным имуществом автономного округа.
Система показателей эффективности управления государственным имуществом автономного округа (далее – Система) Решением межведомственного Совета при Губернаторе автономного округа по противодействию коррупции 24 июня 2013 года рекомендована главам администраций муниципальных образований автономного округа для оценки эффективности управления муниципальным имуществом.

В 2019 году в связи с достижением ряда показателей, а также необходимостью решения новых задач в сфере управления государственным и муниципальным имуществом в автономном округе, во исполнение пункта 2.3. Протокола заседания комиссии по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности, мониторингу достижения целевых показателей социального экономического развития автономного округа от 28 июня 2019 года № 239, Система была усовершенствована и утверждена приказом Департамента от 16 сентября 2019 № 13-Пр-2 (далее – Приказ). В новой Системе учтены показатели, предусматривающие эффективность передачи имущества, в том числе земельных участков, в аренду на льготных условиях, концессию субъектам малого и среднего предпринимательства. Органам местного самоуправления муниципальных образований автономного округа рекомендовано утвердить систему показателей оценки эффективности управления муниципальным имуществом автономного округа и методику расчета их значений.
Согласно представленной информации, системы показателей оценки эффективности использования и управления муниципальным имуществом приняты в 18 муниципальных образованиях автономного округа, в 3 муниципальных образованиях проходят процедуру согласования и принятия.
Вместе с тем, оценка эффективности управления муниципальным имуществом автономного округа по итогам 2019 года произведена всеми 22 муниципальными образованиями в соответствии с Методикой, утвержденной Приказом, по 15 показателям.

1. Показатель «Исполнение плана по поступлению в бюджет муниципальных образований доходов от управления муниципальным имуществом, за исключением средств от приватизации имущества» характеризует качество планирования, эффективность финансового менеджмента и собираемость неналоговых доходов. Целевым значением выступает исполнение плана на 100%, при этом исполнение в пределах от 93 и выше считается допустимым. Среднее значение показателя по автономному округу составляет 103,5%. Показатель достигнут в 22 муниципальных образованиях. При этом, в 5 муниципальных образованиях отмечено значительное превышение плановых показателей (Кондинский район 134,3%, Белоярский район 125,1%, Нижневартовский район 131,6%, Нефтеюганский район 177,4%, Пыть-Ях 121,7%), что сказывается на качестве бюджетного планирования и управлении муниципальными финансами.

2. Показатель «Исполнение плана по поступлению в бюджет муниципальных образований средств от приватизации муниципального имущества» характеризует качество планирования, эффективность финансового менеджмента и собираемость неналоговых доходов. Целевым значением выступает исполнение плана на 100%, при этом исполнение в пределах от 93 и выше считается допустимым. Среднее значение показателя по автономному округу составляет 103,5%. Показатель достигнут в 21 муниципальном образовании, в Пыть-Яхе показатель не выполнен. Кроме того, у 3 муниципальных образований отмечено значительное превышение плановых значений показателей (Кондинский район 175,7%, Нижневартовский район 154,0%, Ханты-Мансийский район 158,3%), что также отрицательно характеризует качество бюджетного планирования и управление муниципальными финансами.

3. По показателю «Удельный вес неиспользуемого недвижимого имущества в общем количестве недвижимого имущества муниципального образованя» наблюдается положительная динамика по сравнению с 2018 годом, в 6 муниципальных образованиях (Березовский и Нижневартовский районы, Ханты-Мансийск, Урай, Югорск и Мегион) отсутствует неиспользуемое недвижимое имущество (на 01.01.2019 – 3 МО). Среднее значение показателя по автономному округу составляет 0,6%.

4. Показатель «Доля объектов недвижимого имущества, на которые зарегистрировано право собственности муниципального образования в общем количестве объектов недвижимости, находящихся в собственности муниципального образования, за исключением земельных участков», характеризует полноту регистрации объектов. В 8 муниципальных образованиях отсутствуют объекты недвижимого имущества, на которые не зарегистрировано право собственности (на 01.01.2019 – в 6 МО), при этом по всем муниципальным образованиям увеличен процент имущества, на которые зарегистрировано право собственности. Лидером среди отстающих является город Нягань 66,4% (на 01.01.2019 Кондинский район – 1,25%). Средний показатель доли зарегистрированного имущества по автономному округу составляет 86,7%

5. По показателю «Удельный вес недвижимого имущества, на которое зарегистрировано право оперативного управления в общем количестве объектов, по которым принято решение о передаче в оперативное управление» недвижимое имущество, находящееся в оперативном управлении, зарегистрировано в полном объеме (100 %) в 19 муниципальных образованиях, что на 6 больше, чем в прошлом году. Среднее значение показателя по автономному округу составляет 99,4%.

6. Показатель «Доля хозяйственных обществ с участием муниципального образования, имеющих положительный финансовый результат, в общем количестве хозяйственных обществ с участием муниципального образования», характеризует качество исполнения организациями возложенных на них полномочий. Наилучший результат (100 %) в Сургутском районе (на 01.01.2019 – 2 МО). Среднее значение показателя по автономному округу составляет 63,6%. Низкий уровень показателя наблюдается в Нижневартовском районе и Пыть-Яхе (по 33,3%), Березовском районе (14,3%). По данным муниципальных образований за 2019 год, в Ханты-Мансийском районе (всего 2 ХО) и городе Нягань (всего 1 ХО) нет ни одного хозяйственного общества, имеющего положительный финансовый результат (на 01.01.2019 – 6 МО). В г. Покачи, Лангепас и Октябрьский район хозяйственные общества с участием муниципальных образований отсутствуют.

7. Показатель «Стоимость чистых активов организаций с участием муниципального образования на 1 рубль вложений муниципального образования» характеризует финансовую устойчивость организаций муниципальных образований в автономном округе. Размер чистых активов — это разница между балансовой стоимостью всех активов и суммой долговых обязательств организации. Отрицательная величина чистых активов означает, что по данным бухгалтерской отчётности размер долгов превышает стоимость всех активов. Данная проблема на протяжении всего рассматриваемого периода сохранилась в г. Нягань (на 01.01.2020 -0,07 руб., при этом на 01.01.2019 значение показателя составляло -7 183,64 руб.). Среднее значение по автономному округу составляет 2,86 рубля. Низкие показатели по итогам 2019 года наблюдаются в муниципальных образованиях Белоярский район (0,75 руб.), город Урай (0,78 руб.), город Пыть-Ях (0,95 руб.), Нефтеюганск (0,66 руб.). Лучших значений достигли: Октябрьский район (69,1 руб.), Ханты-Мансийский район (451,9 руб.), город Лангепас (115,1 руб.).

8. По показателю «Доля коммерческих организаций, виды деятельности которых не соответствуют полномочиям муниципального образования, в общем количестве коммерческих организаций с участием муниципального образования» целевым значением выступает отсутствие коммерческих организаций, виды деятельности которых не соответствуют полномочиям муниципального образования, такие организации отсутствуют в 10 муниципальных образованиях автономного округа. Среднее значение показателя по автономному округу составляет 17,5%. Вместе с тем, по данным муниципальных образований, значение указанного показателя более 50 % наблюдается в городе Сургут (57,1%, всего 21 КО) и Ханты-Мансийском районе (50%, всего 2 КО), в Октябрьском и Кондинском районах, Покачи, Лангепасе коммерческие организации с участием муниципальных образований отсутствуют.

9. Показатель «Удельный вес расходов на предпродажную подготовку имущества в общем объеме средств, полученных от приватизации имущества муниципального образования» за год в среднем, составил 0,5%. Расходы на предпродажную подготовку имущества значительно увеличились по сравнению с предыдущим годом в Ханты-Мансийском районе (с 7,9% до 19,4%). Вместе с тем, значительно снизился показатель в Радужном (с 55,1% до 3,2%). Отсутствовали расходы на предпродажную подготовку имущества в 2 муниципальных образованиях: Сургутский и Нижневартовский районы.

10. По показателю «Доля состоявшихся продаж имущества муниципального образования в числе объектов имущества муниципального образования, включенных в перечень имущества, предназначенного к приватизации, и выставленных на продажу», среднее значение по автономному округу составляет 59,3%. Наилучших результатов достигли (100 %) в Сургутский район, Лангепас, Мегион и Покачи (на 01.01.2019 – 2 МО). Вместе с тем, значение указанного показателя составило менее 50 % в муниципальных образованиях: Березовский район (30,0%) и Ханты-Мансийский район (10,0%), Нефтеюганский район (25,0%), Ханты-Мансийске (20,0%), Нижневартовске (28,6%), Нягань (35,7%), Радужный (36,4%) и Нефтеюганск (18,2%) По данным муниципального образования город Сургут продажи объектов муниципального имущества муниципального образования, включенных в перечень имущества, предназначенного к приватизации, и выставленных на продажу в муниципальном образовании не осуществлялись.

11. Показатель «Соотношение доходов от передачи в аренду недвижимого имущества к совокупному размеру доходов от приносящей доход деятельности учреждения (бюджетного, казенного, автономного)», целевым значением выступает снижение доли доходов от передачи в аренду недвижимого имущества к совокупному размеру доходов от приносящей доход деятельности учреждения (бюджетного, казенного, автономного), среднее значение по автономному округу составляет 3,32%. Вместе с тем, по данным муниципальных образований, значение указанного показателя более 50 % наблюдается в Ханты-Мансийском районе (82,6%), в Кондинском районе и Нефтеюганске доходы от приносящей доход деятельности учреждений на 01.01.2020 отсутствовали.

12. По показателю «Доля заключенных договоров аренды недвижимого имущества на льготных условиях с субъектами малого и среднего предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями от общего количества заключенных договоров аренды недвижимого имущества», на 01.01.2020 заключено 596 договоров аренды недвижимого имущества на льготных условиях с субъектами малого и среднего предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями, что составляет 37,5 % от общего количества заключенных договоров аренды недвижимого имущества. Необходимо отметить, что во всех 22 муниципальных образованиях автономного округа в течение года были заключены договоры аренды недвижимого имущества на льготных условиях с субъектами малого и среднего предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями. Наилучший результат (100 %) в Урае и Радужном. Низкий уровень показателя наблюдается в Советском районе (3,3%), Нягани (4,8%) и Нефтеюганске (7,2%).

13. По показателю «Доля заключенных договоров аренды земельных участков на льготных условиях с субъектами малого и среднего предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями от общего количества заключенных договоров аренды земельных участков», на 01.01.2020 заключено 2 351 договоров аренды земельных участков на льготных условиях с субъектами малого и среднего предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями, что составляет 12,4 % от общего количества заключенных договоров аренды земельных участков. В 4 муниципальных образованиях отсутствуют заключенные договоры аренды земельных участков на льготных условиях с субъектами малого и среднего предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями (Октябрьский, Белоярский, Ханты-Мансийский и Нефтеюганский районы). Наилучший результат в Сургутском районе (49,3%) и Югорске (51,4%). Низкий уровень показателя наблюдается в Советском районе (0,03%), Березовском районе (1,3%), Когалыме (0,64%), Радужном (2,9%) и Пыть-Яхе (4,9%).

14. По показателю «Доля заключенных договоров аренды земельных участков на льготных условиях с субъектами малого и среднего предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями от общего количества заключенных договоров аренды земельных участков», на 01.01.2020 заключено 23 концессионных соглашений с субъектами малого и среднего предпринимательства, что составляет 69,7 % от общего количества заключенных концессионных соглашений. В 11 муниципальных образованиях отсутствуют концессионные соглашения с субъектами малого и среднего предпринимательства. Наилучший результат (100 %) в 8 муниципальных образованиях (Советский, Сургутский, Октябрьский, Нефтеюганский район, Сургут, Нягань, Нефтеюганск и Покачи).

15. Показатель «Доля договоров аренды объектов недвижимого имущества с просроченной более чем на три периода задолженностью, по которым МО не проводились мероприятия по взысканию задолженности в судебном порядке или не направлялись досудебные претензии», среднее значение показателя по автономному округу составляет 1,76%. В 19 муниципальных образованиях отсутствуют договоры недвижимого имущества с просроченной более чем на три периода задолженностью, по которым муниципальными образованиями не проводились мероприятия по взысканию задолженности в судебном порядке или не направлялись досудебные претензии. Вместе с тем, необходимо отметить о наличии таких договоров в Радужном, Пыть-Яхе и Сургуте.
В процессе подготовки рейтинговой оценки Департаментом проведена методическая и разъяснительная работа с муниципальными образованиями автономного округа по возникающим вопросам.

По итогам анализа показателей эффективности управления муниципальным имуществом лидирующую позицию занимает муниципальное образование Сургутский район, набравший 14,75 баллов (из 15 возможных). В пятерку лидеров также входят Ханты-Мансийск, набравший 13,5 баллов, Советский район, Лангепас и Когалым – по 12,25 баллов, Югорск и Нижневартовский район – по 12 баллов, Нефтеюганский район и Нижневартовск – 11,75. Следует отметить, что вышеупомянутые муниципальные образования, по итогам проведения мониторинга на 01.01.2019 также занимали высокие позиции среди муниципальных образований автономного округа.
В целях проведения работы по улучшению значений показателей, итоги будут размещены на официальном сайте Департамента в сети Интернет.
Опубликовано: 14.05.2020 16:34        Обновлено: 14.05.2020 16:34