Размер:
Цвет:

Доклад о деятельности по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2018 год (предварительный)

Отчет о результатах деятельности
по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2018 год
(предварительный)


1. О ситуации в сфере управления государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Управление государственным имуществом Ханты-Мансийского автономно округа – Югры (далее – автономный округ) является неотъемлемой частью деятельности Правительства автономного округа по решению экономических и социальных задач, укреплению финансовой системы, развитию эффективной конкурентной экономики, обеспечивающей повышение уровня и качества жизни населения автономного округа. Государственное имущество создает материальную основу для реализации государственных полномочий автономного округа и предоставления государственных услуг гражданам и организациям, вследствие чего вопросы формирования эффективного управления имуществом являются приоритетными для автономного округа и осуществляются через механизмы реализации государственной программы автономного округа «Управление государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2018-2025 годы и на период до 2030 года», утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 09.10.2013 № 417-п (далее – государственная программа).
Управление государственным имуществом охватывает широкий круг отношений: от непосредственной реализации прав владения и пользования закрепленным имуществом исполнительных органов государственной власти автономного округа и учреждениями до отношений по распоряжению государственным имуществом, возникающих в связи с реализацией прав собственника, участника, акционера в организациях, созданных с участием автономного округа, созданием новых объектов, безвозмездным приемом и передачей их на другие уровни собственности, приватизацией и отчуждением по иным основаниям, передачей во владение и пользование, реорганизацией и ликвидацией предприятий, государственных учреждений, иными правомочиями.

2. Об эффективности реализации стратегических задач
и направлений развития

В течении 2018 года деятельность Депимущества Югры была направлена на реализацию государственной программы. Целью государственной программы является формирование эффективной системы управления государственным имуществом автономного округа, позволяющей обеспечить оптимальный состав имущества для исполнения полномочий органами государственной власти автономного округа, достоверный учет и контроль использования государственного имущества автономного округа.
Достижения поставленной цели осуществляется путем реализации задач государственной программы:
- совершенствование системы управления государственным имуществом автономного округа;
- обеспечение условий для выполнения государственных функций, возложенных на Депимущества Югры.
Для достижения поставленной цели и реализации задач осуществлялась работа по следующим направлениям.
Для приведения структуры и состава имущества в соответствии с исполняемыми государственными полномочиями Правительством автономного округа ежегодно утверждается перечень государственного имущества, подлежащего приватизации. В 2018 году мероприятия по приватизации государственного имущества автономного округа осуществляются в соответствии с распоряжением Правительства автономного округа от 17.11.2017 года № 673-рп «О Перечне государственного имущества Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, предназначенного к приватизации в 2018 году и в плановый период 2019 и 2020 годов», а также распоряжением Депимущества Югры от 28.12.2017 года № 13-Р-2948 «О перечне государственного имущества Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, предназначенного к приватизации в 2018 году и в плановый период 2019 и 2020 годов, балансовая стоимость которого не превышает 5 миллионов рублей».
Во исполнение плана приватизации в отчётном году проданы на торгах 54 объекта движимого имущества и 5 объектов недвижимости, а также акции АО «ГСК «Югория».
Фактический доход от приватизации государственного имущества по состоянию на 01.11.2018 составил более 3,4 млрд. рублей.
Также, в соответствии с Порядком отчуждения жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования автономного округа, утверждённым постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 22.03.2012 №110-п, реализованы жилые помещения, в том числе на торгах 3 жилых помещения и 2 жилых дома в г. Санкт-Петербурге, на общую сумму 0,6 млрд. рублей.
В рамках программы «Сотрудничество» в собственность автономного округа принято имущество на сумму 6 129 958,2 тыс. рублей, в том числе 32 объекта недвижимого имущества на сумму 5 771 406,1 тыс. рублей, движимое имущество на сумму 358 552,1 тыс. рублей.
В настоящее время автономный округ является собственником 31 хозяйственного общества с долей участия в уставных капиталах от 19 до 100%. По размеру участия автономного округа хозяйственные общества распределены следующим образом: в 22 обществах (71 % от числа обществ) автономный округ является единственным акционером (участником), имея в собственности 100 % их акций, в 2 обществах (около 6,5 %) — свыше 50 %, в 7 обществах (22,5 %) - от 25 до 50 %.
С целью повышения качества корпоративного управления хозяйственными обществами с долей участия автономного округа в уставном капитале, реализованы мероприятия по внедрению программ стратегического планирования, включая систему ключевых показателей эффективности деятельности (в том числе производственных показателей в их взаимоувязке с финансовыми показателями), средне- и долгосрочных программ развития. Реализация данных мероприятий способствует решению комплекса задач, стоящих перед Депимущества Югры, а именно: увеличение доходов от участия в хозяйственных обществах в виде дивидендов (отчислений от прибыли), поступающих в бюджет автономного округа (за период 2014-2015 годы - 45 млн. рублей, за период 2016-2017 года - 315 млн. рублей, 2017-2018 – 368 млн. руб.); повышение инвестиционной привлекательности хозяйственных обществ, что позволит более эффективно решать задачу приватизации пакетов акций (долей) хозяйственных обществ.
На основании распорядительных документов Депимущества Югры в обществах, акции (доли) которых находятся в собственности автономного округа, реализованы следующие мероприятия:
распоряжением от 25.06.2018 №13-Р-1179 исключены из казны автономного округа акции (100% уставного капитала) АО «ГСК «Югория» в количестве 3 405 600 штук на сумму 1 248 855,20 тыс. рублей в связи с приватизацией общества.
По решению налогового органа автономного округа, на основании распоряжения Депимущества Югры от 26.09.2018 №13-Р-1899 из
государственной казны автономного округа исключен пакет акций (17% уставного капитала) АООТ «Оланг-Хатл» в количестве 129400 штук номинальной стоимостью 1 рубль каждая, общая сумма составила 129400,0 рублей.
Во исполнение поручений Президента Российской Федерации государственная политика в области управления государственными и муниципальными унитарными предприятиями направлена на их сокращение, в том числе путем приватизации, как неэффективных форм хозяйствования.
Так по итогам заседания рабочей группы по подготовке предложений по формированию в России системы «Открытое правительство» по вопросу развития конкуренции и предпринимательства, состоявшегося 10 апреля 2012 года, Правительству Российской Федерации поручено представить предложения по ускорению преобразования государственных (муниципальных) унитарных предприятий.
Также 05.04.2018.под председательством Президента РФ состоялось заседание Государственного совета по вопросу приоритетных направлений деятельности субъектов Российской Федерации по содействию развитию конкуренции в стране, на котором в том числе поставлена задача продолжить сокращение присутствия на конкурентных рынках государственных и муниципальных предприятий.
В автономном округе до конца 2018 года планируется завершить работу по сокращению государственных предприятий. По состоянию на 01.01.2018 в округе было 2 государственных предприятия. В отношении ГП «Аптечная база» проведены мероприятия по преобразованию его в бюджетное учреждение. В отношении ГП «Исполнительная дирекция Фонда поколений» проводятся мероприятия по ликвидации, которые будут завершены в декабре 2018 – начале 2019 года.
Государственная кадастровая оценка объектов недвижимости в автономном округе проводится в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке». Распоряжением Депимущества Югры от 16.01.2018 № 13-Р-32 утвержден план-график проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в Югре, предусматривающий проведение кадастровой оценки всех видов объектов недвижимости в период до 2022 года.
Полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости, наделено бюджетное учреждение автономного округа «Центр имущественных отношений». В 2018 году на основании распоряжения Депимущества Югры от 31.10.2017 № 13-Р-2289 указанным бюджетным учреждением проведены работы по государственной кадастровой оценке земельных участков земель особо охраняемых территорий и объектов, земель водного фонда автономного округа Югры. Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков утверждены приказом Депимущества Югры от 16.10.2018 № 14-нп.
Также, завершен прием в собственность автономного округа технических паспортов, оценочной и иной хранившейся по состоянию на 1 января 2013 года в органах БТИ, подведомственным бюджетным учреждением «Центр имущественных отношений» в полном объеме осуществлена централизация архивов для оказания государственной услуги по предоставлению копий технических паспортов, оценочной и иной документации в электронном виде, в том числе взаимодействуя с МФЦ Югры.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации Пр-817гс от 05.04.2018 осуществляется инвентаризация имущества, находящегося в собственности автономного округа, в целях выявления неиспользуемого имущества и принятия решений о его вовлечении в хозяйственный оборот и формирования реалистичных планов продажи (приватизации) имущества, не приносящего бюджетных доходов и не используемого для решения задач социального характера, а также их исполнения.
Актуальной остается задача по предоставлению многодетным семьям и иным льготным категориям граждан земельных участков на бесплатной основе. По итогам социального Форума «Эффективная социальная политика: новые решения», состоявшемся в городе Санкт-Петербурге, Дмитрием Анатольевичем Медведевым поручено высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации принять меры для устранения очередности многодетных семей на предоставление земельных участков в течение трех лет, в том числе путем предоставления альтернативной формы поддержки взамен земельного участка.
Так, за прошедший период 2018 года на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры многодетным семьям безвозмездно предоставлено 232 земельных участка для индивидуального жилищного строительства. Всего в период с 2011 года многодетным семьям предоставлено 1610 земельных участков.
Проведен ежегодный анализ оценки эффективности управления государственным и муниципальным имуществом в автономном округе по состоянию на 01.01.2018. В результате выявлены резервы роста управления государственным и муниципальным имуществом в автономном округе. На основании проведенного мониторинга, размещенного на официальном сайте https://depgosim.admhmao.ru, составлен рейтинг муниципальных образований автономного округа по степени эффективности управления имуществом.
В текущем году Депимущества Югры и его подведомственным учреждением оказываются 8 видов государственных услуг в сфере управления государственным имуществом. На сайте https://depgosim.admhmao.ru/ размещена подробная информация, в том числе административные регламенты, условия получения и порядок предоставления, бланки заявлений. Для посетителей сайта периодически организуется голосование по вопросам удовлетворенности граждан по предоставлению государственных услуг. Также на сайте реализован Web-сервис, позволяющий физическим и юридическим лицам в автоматизированном режиме получать данные из реестра государственного имущества автономного округа. За отчетный период гражданам оказана 20 353 услуги, в том числе через МФЦ – 5 175.

3. О результатах и эффективности реализации государственных программ автономного округа

В 2018 году Депимущества Югры осуществлял функции ответственного исполнителя по одной государственной программе «Управление государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2018-2025 годы и на период до 2030 года».
Целью государственной программы является формирование эффективной системы управления государственным имуществом автономного округа, позволяющей обеспечить оптимальный состав имущества для исполнения полномочий органами государственной власти автономного округа, достоверный учет и контроль использования государственного имущества автономного округа. Государственная программа размещена на официальном сайте Депимущества Югры depgosim.admhmao.ru.
Объем финансирования государственной программы в 2018 году составил 4 516 383,9 тыс. рублей. За ответственным исполнителем государственной программы объем финансирования из бюджета автономного округа составил 2 779 639,2 тыс. рублей. Соисполнителем государственной программы является Аппарат Губернатора Югры с объемом финансирования 1 735 744,7 тыс. рублей. Планируемое исполнение расходов бюджета автономного округа по государственные программы в 2018 году составит 100 %.
Ключевой задачей по реализации государственной программы в 2018 году является повышение эффективности и качества управления компаниями с государственным участием, объектами государственного имущества, в том числе земельными участками, находящимися в собственности автономного округа и проведение государственной кадастровой оценки земельных участков, относящихся к категории земель – земли особо охраняемых территорий и объектов и земли водного фонда.

4. О мерах по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности и обеспечению благоприятного инвестиционного климата в автономном округе
В 2018 году продолжена работа по оказанию имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также социально ориентированным некоммерческим организациям.
В пределах наделенного полномочия Департамент по управлению государственным имуществом автономного округа в соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 14.01.2012 № 1-п «О передаче некоторых полномочий Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Департаменту по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» распоряжением от 01.02.2018 № 13-Р-93 утвердил следующие перечни:
перечень государственного имущества автономного округа, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства);
перечень государственного имущества автономного округа, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций);
перечень недвижимого государственного имущества автономного округа, предназначенного для сдачи в аренду, и объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений.
Указанные выше перечни размещены на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу https://depgosim.admhmao.ru. В текущем году перечень государственного имущества автономного округа, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства) дополнен 4 966 объектами движимого и недвижимого имущества. По состоянию на 01.11.2018 общее количество имущества, включенного в перечень, составляет 5 975 единиц, в том числе 19 объектов недвижимого имущества общей площадью 34,6 тыс. м2 и 5 956 объектов движимого имущества. По состоянию на 01.11.2018 года действуют 6 договоров аренды с субъектами малого и среднего предпринимательства.
В перечень государственного имущества автономного округа, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций) включено 2 объекта недвижимого имущества общей площадью 167,7 м2, в отношении которых заключены договоры безвозмездного пользования.
Передача государственного имущества автономного округа осуществляется в соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 27.11.2017 № 466-п «О порядке предоставления в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, порядке согласования предоставления в аренду имущества, закрепленного за государственными учреждениями Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на праве оперативного управления» и постановлением Правительства автономного округа от 14.01.2011 № 2-п «О порядке передачи в безвозмездное пользование объектов государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»/
Постановлением Правительства автономного округа от 27.11.2017 № 466-п «О порядке предоставления в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, порядке согласования предоставления в аренду имущества, закрепленного за государственными учреждениями Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на праве оперативного управления» установлен порядок передачи в аренду государственного имущества автономного округа, а также порядок расчета размера арендной платы за его владение и пользование. При передаче государственного имущества автономного округа в аренду:
субъектам малого и среднего предпринимательства субъектам малого и среднего предпринимательства размер арендной платы подлежит снижению на 50 процентов;
социально ориентированным некоммерческим организациям размер арендной платы подлежит снижению на 90 процентов.
Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства является одним из приоритетных направлений социально-экономической политики автономного округа, в собственность субъектов малого предпринимательства передается арендуемое ими государственное имущество на льготных условиях. За отчетный период общая площадь, предоставленная в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, составляет 11,1 тыс.м2.

5. О динамике основных показателей развития сферы
Одним из критериев эффективного использования объектов государственного имущества является положительная динамика доходов от их использования. Основными источниками доходов от использования государственного имущества являются арендная плата за используемое государственное имущество, дивиденды по акциям, отчисления от прибыли государственных унитарных предприятий, средства от приватизации имущества. По итогам 2018 года планируется 100 % получение запланированных доходов в бюджет автономного округа.
Последовательная, планомерная и системная реализация мероприятий государственной программы является необходимым условием для обеспечения роста и проведения структурных изменений экономики автономного округа. Определение и формирование оптимального состава государственного имущества позволят не только снизить бремя расходов на содержание объектов управления, не задействованных для реализации функций и стратегических приоритетов автономного округа, но и расширить материальную базу коммерческого сектора экономики. Планируемые изменения позволили повысить мобильность экономики автономного округа в условиях усиления глобальной конкуренции и ускорить переход к инновационному социально ориентированному развитию, качественному улучшению инвестиционного климата.
В результате реализации мероприятий государственной программы в 2018 году планируется достижение целевых показателей на следующем уровне:
1. Доля объектов управления государственного имущества, для которых определена целевая функция, в том числе:
государственные унитарные предприятия автономного округа достижение показателя составило 100 % (план 100 %);
хозяйственные общества, акции (доли) которых находятся в собственности автономного округа (компании с государственным участием) достижение 100 % (план 100 %);
объекты государственной казны автономного округа достижение 80 % (план 80%);
государственные учреждения автономного округа достижение 100 % (план 100%).
2. Удельный вес неиспользуемого недвижимого имущества в общем количестве недвижимого имущества автономного округа - 8 % (план 8 %);
3. Удельный вес количества групп объектов оценки (категории земель, объекты капитального строительства) в автономном округе, кадастровая стоимость которых актуальна, к общему количеству групп объектов оценки на уровне 40 % (план 40 %).

6. О планируемых результатах развития сферы
В 2018 году планируется реализация мероприятий государственной программы «Управление государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2018-2025 годы и на период до 2030 года», утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 13 октября 2017 года.
Распоряжением Депимущества Югры от 12.01.2018 № 13-Р-7 принято решение о проведении в 2019 году государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства. В целях сбора и обработки информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, бюджетным учреждением осуществляется прием деклараций о характеристиках объектов недвижимости в порядке, утвержденном Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27 декабря 2016 года
№ 846 «Об утверждении Порядка рассмотрения декларации о характеристиках объекта недвижимости, в том числе ее формы».
Актуальной остается задача по предоставлению многодетным семьям и иным льготным категориям граждан земельных участков на бесплатной основе. Так по итогам социального Форума «Эффективная социальная политика: новые решения» состоявшемся в городе Санкт-Петербурге, Дмитрием Анатольевичем Медведевым поручено высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации принять меры для устранения очередности многодетных семей на предоставление земельных участков в течение 3-х лет, в том числе путем предоставления альтернативной формы поддержки взамен земельного участка.
Направление по повышению эффективности управления хозяйственными обществами, акции (доли) в уставных капиталах которых находятся в собственности автономного округа, государственными учреждениями предполагает:
осуществление Депимущества Югры полномочий учредителя (участника) коммерческих и некоммерческих организаций автономного округа;
внедрение механизмов оценки качества корпоративного управления организаций с участием автономного округа, основанной на принципах открытости и сопоставимости;
реализацию мероприятий планирования деятельности в организациях с участием автономного округа на основе программ стратегического развития на средне- и долгосрочные периоды, внедрения современных методов управления и представления отчетности;
реализацию мероприятия по формированию по отраслевому принципу кадровых резервов управленческих кадров посредством подбора, подготовки и карьерного роста кандидатов на должности руководителей в коммерческих организациях с участием автономного округа;
повышение действенности органов управления организаций с участием автономного округа, в том числе совершенствования порядка деятельности ревизионных комиссий, включая разработку типовых форм документов;
утверждение перечня хозяйственных обществ, подлежащих сохранению в государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на определенный период для обеспечения полномочий автономного округа, с привлечением представителей отраслевых органов исполнительной власти автономного округа, профессиональных специалистов, имеющих опыт деятельности в конкретной отрасли, представителей общественных организаций.

7. О предварительных итогах исполнения бюджета автономного округа в сфере управления государственным имуществом

В части доходов
В 2018 году ожидаемая оценка поступлений неналоговых доходов от управления государственным имуществом составит более 3,5 млр. рублей, исполнение запланированного показателя составит 100 %.
В части расходов
В соответствии с Законом автономного округа от 23.11.2017 № 75-оз «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» Депимуществу Югры на 2018 год утверждены бюджетные ассигнования в размере 2 781,8 млн. рублей, ожидаемый объем исполнения составит 100 %.
8. О рассмотрении вопросов, поставленных Думой
автономного округа
По вопросу № 7, поставленного Думой автономного округа, необходимо отметить, что бюджетные инвестиции предоставлялись ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» с целью реализации мероприятий по стабилизации финансового состояния и получения положительного социально-экономического эффекта от финансовых вложений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
С целью оценки, принятых автономным округом мер по стабилизации финансового состояния ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр», создана межотраслевая рабочая группа и 22 апреля 2016 года утверждена Модель социальной, экономической и финансовой отдачи от вложений автономного округа в уставный капитал ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» (далее –Модель). На основании утвержденной Модели проводится мониторинг контрольных показателей деятельности ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр».
По итогам 2017 года Авиакомпания заняла первое место среди лидеров рынка в рейтинге пунктуальности, подготовленном «РИА Рейтинг» на основе данных Росавиации. Регулярность полетов Авиакомпании составила 98,85%.
В отношении акционерного соглашения сообщаем, что акционерным соглашением является договор об осуществлении прав, удостоверенных акциями, и (или) об особенностях осуществления прав на акции, которое не регулирует финансовую сторону отношений. Согласно Федеральному закону «Об акционерных обществах» стороны акционерного соглашения обязуются осуществлять определенным образом права, удостоверенные акциями, и (или) права на акции и (или) воздерживаться (отказываться) от осуществления указанных прав. Акционерным соглашением может быть предусмотрена обязанность его сторон голосовать определенным образом на общем собрании акционеров, согласовывать вариант голосования с другими акционерами, приобретать или отчуждать акции по заранее определенной цене и (или) при наступлении определенных обстоятельств, воздерживаться (отказываться) от отчуждения акций до наступления определенных обстоятельств, а также осуществлять согласованно иные действия, связанные с управлением обществом, с деятельностью, реорганизацией и ликвидацией общества.
С момента приобретения акций в собственность автономного округа приняты изменения в устав общества, в соответствии с которыми:
- определен порядок голосования на общем собрании акционеров по вопросам внесения изменений и дополнений в устав, принятия устава в новой редакции; по реорганизации и ликвидации общества; при определении количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями; при принятии решения об одобрении сделок; при приобретении собственных размещенных акций в случаях, предусмотренных настоящим Уставом.
- определен порядок получения согласия на совершение или последующее одобрение крупной сделки и порядок совершения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность.
- определен порядок деятельности Наблюдательного совета, в который входят представители автономного округа, уточнена компетенция Наблюдательного совета и определен порядок принятия решений (голосования) по вопросам компетенции Наблюдательного совета.
Таким образом, основные действия, связанные с управлением обществом, урегулированы уставом общества и внутренними документами, определяющими деятельность органов управления общества.
В отношении отчуждения акции по заранее определенной цене и (или) при наступлении определенных обстоятельств, сообщаю, что автономный округ может отчуждать государственное имущество, в том числе акции акционерных обществ, в собственность юридических лиц на возмездной основе только в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества».

9. Об итогах общественного обсуждения отчетов о результатах
деятельности
Во исполнение пункта 1.2. распоряжения Губернатора автономного округа от 01.11.2018 № 561-р, в целях обеспечения общественного обсуждения, данный отчет размещен на официальном сайте Департамента по адресу https://depgosim.admhmao.ru.

Опубликовано: 17.12.2018 12:37        Обновлено: 10.12.2020 11:53