Размер:
Цвет:

Доклад об управлении и о распоряжении государственным имуществом, в том числе о составе государственного имущества, совершенных сделках, перечне имущества, переданного в управление органам государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, о результатах приватизации за 2016 год

Информация

об управлении и о распоряжении государственным имуществом,

в том числе о составе государственного имущества, совершенных сделках, перечне имущества, переданного в управление органам государственной власти Ханты-Мансийского автономного

округа – Югры, о результатах приватизации за 2016 год

(далее – Информация)

Состав и структура государственного имущества

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

По результатам работы за 2016 год стоимость государственного имущества (далее-имущество), учтенного в реестре государственного имущества Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее соответственно – реестр, автономный округ), составила 471,2 млрд. рублей.

Максимальный удельный вес имущества приходится на имущество некоммерческого использования. Анализ стоимости структуры имущества свидетельствует о том, что проведенные мероприятия по оптимизации сети государственных учреждений и предприятий, изъятию избыточного имущества учреждений в казну в целях приведения состава имущества учреждений в соответствие с выполняемыми ими видами деятельности, а также по обеспечению достоверного учета и контроля использования государственного имущества автономного округа позволили в отчетном году по сравнению с 2015 году увеличить стоимость имущества, находящегося в оперативном управлении, на 18,9 млрд. рублей и увеличить стоимость имущества государственной казны на 0,3 млрд. рублей, вместе с тем стоимость имущества в хозяйственном ведении государственных предприятий сократилась.

Общая площадь зданий и сооружений, находящихся в собственности автономного округа, составляет 7 033 130,3 м2, по отношению к 2015 году рост составил 4,0 %. Изменения связаны с постановкой на кадастровый учет и регистрацией объектов казны и приобретением новых объектов.

Общая площадь земельных участков, находящихся в собственности автономного округа, на 1 января 2017 года составляет 117 324,8 га.

Анализ структуры площади земельных участков по формам использования свидетельствует о том, что наибольшая доля площади приходится на земли особо охраняемых природных территорий.

Меняется количество организаций с участием автономного округа в связи с проводимой оптимизацией сети государственных учреждений, предприятий, приватизацией, а также по причине изменения полномочий, возложенных на автономный округ.

Управление акциями (долями), находящимися

в собственности автономного округа

На 1 января 2017 года автономный округ участвовал в 35 хозяйственных обществах. По размеру участия автономного округа хозяйственные общества распределены следующим образом:

в 26 обществах (более 74 % от общего числа обществ) автономный округ является единственным акционером (участником), имея в собственности 100 % их акций (долей), в 3 обществах (9 %) – свыше 50 %, в 4 обществах (более 11 %) - от 25 до 50 % и в 2 обществах (около 6 %) – менее 25 %.

Анализ структуры хозяйственных обществ по отраслям деятельности показывает, что наибольшее количество, а это 10 обществ (29%), в отчетном году осуществляли свою деятельность в сфере транспорта и дорожного хозяйства, энергетикой и ЖКК занималось 7 обществ (20%), переработкой древесины и лесоводством, а также сельским хозяйством занималось по 3 общества (по 9%) в каждом направлении, научными исследованиями – 2 общества (6%), в страховании, финансовых институтах, изготовлении средств реабилитации, полиграфии, торговле осуществляло деятельность по 1 обществу (по 2,4%) в каждой сфере, прочей деятельностью занималось 3 общества (9%), 2 общества (6%) деятельность не осуществляют, в отношении них налоговыми органами будут приняты решения об исключении из ЕГРЮЛ по упрощенной процедуре.

Управление принадлежащими автономному округу акциями хозяйственных обществ осуществляется в порядке, определенном постановлением Правительства автономного округа от 06.04.2011 № 114-п «О порядке осуществления отдельных полномочий учредителя (участника) хозяйственных обществ и некоммерческих организаций и о внесении изменений в отдельные постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (далее – Порядок).

В течение 2016 года в хозяйственных обществах с участием автономного округа состоялось 485 корпоративных событий, в том числе 80 собраний акционеров, 373 заседания советов директоров (наблюдательных советов), проведено 32 ревизионных проверки.

Советами директоров (наблюдательными советами) приняты решения по вопросам утверждения концепций (стратегий) развития обществ и внесения изменений в действующие, утверждения бюджетов обществ на финансовый год и поквартальных отчетов об исполнении бюджетов, избрания единоличных исполнительных органов в самих обществах, утверждения внутренних документов обществ, согласования крупных сделок, выдвижения кандидатур в органы управления и единоличные исполнительные органы дочерних обществ.

На собраниях акционеров рассматривались вопросы переизбрания органов управления обществ, утверждения аудиторских компаний, утверждения уставов обществ в новой редакции или внесения в них изменений, приняты решения о проведении дополнительных эмиссий ценных бумаг некоторых обществ, а также решения о реорганизации и ликвидации обществ.

На 28 общих собраниях акционеров по рассмотрению итогов деятельности обществ за 2015 год утверждены годовые отчеты хозяйственных обществ, избраны советы директоров (наблюдательные советы) и ревизионные комиссии, приняты решения о распределении полученной прибыли.

Акции 5 обществ были включены в государственную казну в 4 квартале 2016 года, в том числе от муниципального образования г. Сургут принят в государственную казну автономного округа пакет акций ОАО «Аэропорт Сургут».

В соответствии с Порядком Правительством автономного округа принято 179 распоряжений по утверждению директив по голосованию на общих собраниях акционеров (участников), заседаниях советов директоров (наблюдательных советах) хозяйственных обществ.

В 2016 году обеспечен наибольший за период с 2010 года объем поступлений в бюджет автономного округа в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах или дивидендов по акциям хозяйственных товариществ и обществ. Общая сумма составила 191 579, 8 тыс. рублей.

Дивиденды поступили от 5 акционерных обществ: ОАО «Ханты-Мансийская аптека», ОАО «Нижневартовскавиа», ОАО «Реабилитационно-технический центр», АО «Государственная компания «Северавтодор», АО «Югорская территориальная энергетическая компания».

Размер дивидендов по каждому обществу рекомендован к утверждению Советом директоров соответствующего общества и определялся индивидуально по каждому обществу, исходя из текущего финансового состояния, плана развития общества. Наибольший объем средств, в размере 150 000,0 тыс. рублей, поступил по результатам принятия решения о выплате дивидендов АО «Югорская территориальная энергетическая компания».

В целях увеличения приватизационного дохода от приватизации энергосетевых активов автономного округа проведено разделение АО «Югорская территориальная энергетическая компания» по видам деятельности, в связи с чем выделены АО «Югорская энергетическая компания», АО «Энергоактив», АО «Югорские коммунальные системы». В АО «Югорская территориальная энергетическая компания» сохранены активы, необходимые для осуществления основного вида деятельности – покупка и продажа электрической энергии на оптовом и розничном рынках электрической энергии (мощности) в централизованной зоне энергоснабжения. В АО «Югорская энергетическая компания» переданы активы, необходимые для осуществления деятельности по передаче электрической энергии. В АО «Энергоактив» переданы активы, связанные с осуществлением деятельности по покупке и продаже электрической энергии в децентрализованной зоне энергоснабжения потребителям (в том числе физическим лицам). В АО «Югорские коммунальные системы» переданы активы, необходимые для осуществления деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, сдачей в аренду зданий и сооружений, специальной техники.

Кроме того, с целью повышения надежности работы энергосистемы северного региона в условиях растущего энергопотребления и создание возможности подключения новых потребителей, в целях развития и модернизации энергетической инфраструктуры автономного округа в отчетном периоде завершена консолидация электросетевых активов автономного округа путем увеличения уставного капитала АО «Югорская региональная электросетевая компания» и оплатой дополнительных акций электросетевым имуществом.

В целях обеспечения потребителей электрической энергии качественным и надежным электроснабжением в зоне децентрализованного энергоснабжения автономного округа проведена консолидация активов, принадлежащих на праве собственности АО «Югорская генерирующая компания» и используемых для генерации электрической энергии в децентрализованной зоне; сетей, используемых для передачи электрической энергии в децентрализованной зоне, находящихся в собственности АО «Югорская региональная электросетевая компания», и системы сбыта, находящейся в собственности АО «Югорская территориальная энергетическая компания». Перечисленные активы сконцентрированы в АО «Югорская генерирующая компания», в результате чего сформирована компания, объединяющая весь цикл от генерации до реализации электрической энергии конечным потребителям в децентрализованной зоне.

Таким образом, в собственности автономного округа структурированы энергетические активы по видам деятельности.

С целью соблюдения требований законодательства к структуре и составу активов страховых компаний, принимаемых в покрытие страховых резервов, начата процедура реорганизации АО «ГСК «Югория», которая предполагает несколько этапов, в том числе дополнительную эмиссию акций, выделение нового акционерного общества с передачей последнему акций АО «Ипотечное агентство Югры», уменьшение уставного капитала АО «ГСК «Югория». Проведение мероприятий планируется завершить в 2017 году. Реорганизация позволит нивелировать лицензионные риски, окажет положительное влияние на получение/возврат аккредитаций в банках для расширения канала дистрибуции и выхода на привлекательные высокорентабельные рынки залогового страхования, что позволит, в свою очередь, добиться положительных социально-значимых эффектов, в том числе обеспечения надежной страховой защитой население автономного округа и Тюменской области, а также повысить инвестиционную привлекательность компании с целью ее последующей приватизации для получения дополнительных доходов в бюджет автономного округа.

Управление унитарными предприятиями автономного округа

За 2016 год количество государственных предприятий автономного округа уменьшилось на 1. Завершен процесс приватизации путем преобразования в акционерное общество ГУП «Саранпаульский», уставной фонд предприятия исключен из государственной казны автономного округа и включен пакет акций АО «Саранпаульская оленеводческая компания».

Управление учреждениями автономного округа

По состоянию на 1 января 2017 года общее количество учреждений составило 287, из них доля бюджетных учреждений автономного округа – 61,7 %, доля казенных учреждений автономного округа – 26,2 % и автономных учреждений, соответственно, - 12,6 %. Учреждения автономного округа созданы и осуществляют свою деятельность в следующих социально значимых для автономного округа сферах: в здравоохранении 98 учреждений; в образовании – 48; в культуре – 19; в сфере социального обслуживания – 55; в физической культуре и спорте – 7; в занятости населения – 18; в лесной отрасли – 20; в иных сферах – 22.

В отчетном году на основании распорядительных документов Правительства автономного округа реорганизованы путем присоединения 5 учреждений, в том числе:

казенное общеобразовательное учреждение «Нефтеюганская школа для обучающихся с ограниченными возможностями» к казенному общеобразовательному учреждению «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

бюджетное учреждение автономного округа информационное агентство «Югра-Информ» к автономному учреждению автономного округа «Югра-Пресс»;

автономное учреждение автономного округа «Ансамбль песни и танца» к автономному учреждению автономного округа «Концертно-театральный центр «Югра-Классик»;

автономное учреждение автономного округа «Духовой оркестр Югры» к автономному учреждению автономного округа «Концертно-театральный центр «Югра-Классик»;

автономное учреждение автономного округа «Международный центр моды» к автономному учреждению автономного округа «Концертно-театральный центр «Югра-Классик».

В отчетном году на основании распорядительных документов Правительства автономного округа изменен тип следующих учреждений:

7 учреждений на бюджетные:

казенное учреждение автономного округа «Советский психоневрологический диспансер»;

казенное учреждение автономного округа «Нижневартовский психоневрологический диспансер»;

казенное учреждение автономного округа «Ханты-Мансийский клинический психоневрологический диспансер»;

казенное учреждение автономного округа «Сургутский клинический психоневрологический диспансер»;

казенное учреждение автономного округа «Психоневрологическая больница имени Святой Преподобномученицы Елизаветы»;

казенное учреждение автономного округа «Центр социальной адаптации «Феникс»;

казенное учреждение автономного округа «Комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства Альтернатива»;

1 учреждение на автономное:

бюджетное учреждение профессионального образования автономного округа «Нефтеюганский политехнический колледж».

На основании решения Правительства автономного округа ликвидированы казенное образовательное учреждение автономного округа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом «Светозар» и казенное образовательное учреждение автономного округа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Нялинская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья».

За отчетный год подготовлено 4 решения о согласовании предложений исполнительных органов государственной власти автономного округа о создании, реорганизации, ликвидации и изменении типов учреждений. По вопросам деятельности 35 автономных учреждений состоялось 211 наблюдательных советов. Кроме того, согласовано 369 сделок о передаче в аренду имущества, закрепленного на праве оперативного управления за учреждениями автономного округа.

Проведены проверки 1064 объектов недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за 87 государственными учреждениями автономного округа.

По итогам отнесено движимое имущество бюджетных и автономных учреждений к категории особо ценного на общую сумму 3 900,2 млн. рублей. В отношении имущества, используемого учреждениями не по назначению либо неиспользуемого, приняты решения об изъятии из оперативного управления учреждений, включения в казну автономного округа с целью принятия решения о перераспределении между учреждениями и органами государственной власти на общую сумму 2 123 млн. рублей.

Управление некоммерческими организациями с участием автономного округа (не являющимися государственными учреждениями)

С целью развития ряда сфер деятельности, в том числе жилищного строительства, капитального ремонта многоквартирных домов, поддержки малого и среднего предпринимательства, энергосбережения, развития профессионального и любительского хоккея, по состоянию на 1 января 2017 года действовало 8 некоммерческих организаций с участием автономного округа (не являющихся государственными учреждениями).

В течение 2016 года в некоммерческих организациях с участием автономного округа состоялось 114 заседаний органов управления, ревизионные проверки проведены в отношении всех некоммерческих организаций.

Из общего числа заседаний на 54 представители в органах управления некоммерческих организаций осуществляли голосование на основании директив (руководящие письменные указания представителям автономного округа по голосованию на заседаниях органов управления некоммерческих организаций), утверждаемых Правительством автономного округа или заместителем Губернатора автономного округа, к ведению которого относится исполнительный орган государственной власти автономного округа, осуществляющий государственное регулирование в соответствующей направлению деятельности некоммерческой организации сфере.

Предоставление некоммерческим организациям субсидий в форме имущественных взносов из бюджета автономного округа осуществлялось в соответствии с государственными программами автономного округа.

Сделки с государственным имуществом автономного округа

Одним из основных видов доходов бюджета автономного округа от использования государственного имущества является арендная плата за переданное в пользование имущество, в том числе за земельные участки. В течение отчетного периода продолжена работа по передаче в аренду казенного имущества и согласованию передачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении государственных учреждений автономного округа, в целях обеспечения более эффективной организации их деятельности.

В отчетном году заключен 171 договор аренды государственного имущества автономного округа, из них 68 договоров аренды земельных участков, находящихся в собственности автономного округа, общей площадью 25,2 га. Всего по состоянию на 1 января 2017 года общее количество заключенных договоров аренды государственного имущества составило 822, из них 715 договоров аренды имущества и 107 договоров аренды земельных участков общей площадью 85,2 га. Стоимость переданного в аренду государственного имущества автономного округа составила 14,3 млрд. рублей, в том числе объекты недвижимого имущества площадью 229,3 тыс. м2, балансовой стоимостью 9,5 млрд. рублей.

В целях повышения эффективности управления государственным имуществом в 2016 году Департаментом осуществлена организация проведения аукционов на право заключения договоров аренды в отношении газопроводов, обеспечивающих газоснабжение г. Ханты-Мансийска и населенные пункты Ханты-Мансийского района, п. Шеркалы Октябрьского района и п. Полноват Белоярского района. От реализации мероприятия по передаче в аренду газопроводов на 5 лет ожидается положительный эффект для бюджета автономного округа Югры в размере свыше 600 млн. рублей.

Всего доход от аренды государственного имущества автономного округа за 2016 год составил 152,5 млн. рублей, что является 100 % планового показателя.

В течение года активно велась претензионная работа с арендаторами, имеющими просроченную задолженность по уплате арендных платежей по 650 договорам аренды. С недобросовестными арендаторами расторгались договоры, задолженность взыскивалась в судебном порядке. Всего за 2016 год в арбитражный суд подан 91 иск, 73 из которых запланированы к рассмотрению в начале 2017 года. По 18 рассмотренным делам по договорам аренды недвижимого имущества 2 иска удовлетворено судом, по 16 искам требования удовлетворены должниками в добровольном порядке до вынесения судом решения. Сумма возмещения составила 2 036,4 тыс. рублей.

Претензионная работа по задолженности за аренду земельных участков автономного округа осуществлялась посредством направления в адрес должников уведомлений о необходимости ее погашения. Поступления в бюджет автономного округа по погашению задолженности составили 978,4 тыс. рублей.

В течение года проведено 7 проверок целевого использования и сохранности объектов казенного недвижимого имущества, переданного в пользование по договорам аренды.

Учитывая, что государственная поддержка малого и среднего предпринимательства является одним из приоритетных направлений социально-экономической политики автономного округа, в целях имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и создания для них благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности в соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 25 сентября 2010 года № 223-п «О порядке передачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» при передаче недвижимого имущества в  аренду установлен льготный (понижающий) коэффициент, равный 0,5 %. По состоянию на 1 января 2017 года государственная имущественная поддержка оказана 6 субъектам малого и среднего предпринимательства. Общая площадь, предоставленная им в аренду, составляет 27,2 тыс.м2. Объем предоставляемой в аренду площади сохранен на уровне предыдущего года. По результатам мониторинга, проведенного в 2016 году акционерным обществом «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», Ханты-Мансийский автономный округ – Югра является одним из лидеров Российской Федерации среди субъектов Российской Федерации по имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 06.07.2012 № 244-п «О Порядке формирования, ведения и опубликования перечня государственного имущества Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, предназначенного для предоставления во владение и (или) пользование» Департамент ежегодно утверждает перечень государственного имущества, предназначенного для предоставления во владение и (или) пользование (далее – перечень). В 2016 году в соответствии с утвержденным перечнем имущество, предназначенное для предоставления во владение и (или) пользование, распределено на имущество, предназначенное для сдачи в аренду (3286 единицы), имущество, свободное от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства) (недвижимое имущество 17 объектов, движимое имущество 895 единиц), имущество, свободное от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций) (2 единицы), и имущество. Количество объектов, включенных в перечень имущества, предназначенного для предоставления в пользование МСП, составило 17 единиц.

Перечень опубликован на официальном сайте Департамента https://depgosim.admhmao.ru.

Продолжена работа по отчуждению жилых помещений жилищного фонда на основании постановления Правительства автономного округа от 22.03.2012 № 110-п «О Порядке отчуждения жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры». По итогам 2016 года осуществлено отчуждение 14 жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования автономного округа, сумма дохода составила 40 281,5 тыс. руб.

Заключены договоры купли-продажи на 2 земельных участка, общей площадью 1 073 м2, с гражданами, юридическими лицами, являющимися собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. Данное мероприятие осуществлялось в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и постановлением Правительства автономного округа от 02.04.2008 № 70-п «О порядке определения цены земельных участков и их оплаты». Поступление в бюджет автономного округа составило 1 161,4 тыс. руб.

В 2016 году согласовано 302 сделки по передаче движимого и недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными учреждениями автономного округа, по договорам безвозмездного пользования, 369 сделок по предоставлению в аренду нежилых помещений, закрепленных на праве оперативного управления за государственными учреждениями автономного округа.

На 1 января 2017 года действуют 289 договоров безвозмездного пользования государственным имуществом казны автономного округа, в том числе 167 безвозмездного пользования земельными участками, 51 договор хранения автотранспортных средств и 1 договор доверительного управления. В отчетном периоде заключено 34 договора безвозмездного пользования имуществом казны, из них 20 договоров о передаче в безвозмездное пользование земельных участков.

Постановлением Правительства автономного округа от 06.11.2015        № 374-п утвержден порядок принятия решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в целях приобретения объектов недвижимого имущества в государственную собственность автономного округа, в соответствии с которым в 2016 году осуществлено приобретение за счет средств бюджета автономного округа, предусмотренных государственной программой «Развитие здравоохранения на 2016-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 09.10.2013 № 414-п, 5 нежилых помещений, обшей площадью 1 268,4 м2, для размещения офисов врачей общей практики в городах: Югорск, Ханты-Мансийск, Нижневартовск и Нягань. Открытие офисов врачей общей практики позволило повысить доступность медицинской помощи, а также разгрузить работу поликлиник, охватить первичной медико-санитарной помощью порядка 45 тысяч прикрепленного населения.

В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ             «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в рамках лимитов бюджетных ассигнований, доведенных в государственной программе автономного округа «Управление государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2016 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 09.10.2013 № 417-п, в 2016 году приобретено 9 жилых помещений, общей площадью 575,5 м2, в том числе 1 жилое помещение для переселения лица с ограниченными возможностями.

Разграничение государственного и муниципального имущества

В отчетном году в соответствии с законодательством Российской Федерации продолжена работа по разграничению собственности между органами власти различных уровней. В рамках государственных программ автономного округа в 2016 году осуществлялись приобретение и передача имущества муниципальным образованиям в соответствии с установленными полномочиями. Так, муниципальным учреждениям образования переданы учебная литература и учебно-методические пособия на сумму 155,1 млн. рублей.

За 2016 год в государственную казну автономного округа из бюджета Тюменской области по программе «Сотрудничество» принято 79 объектов недвижимости на сумму 7 423,4 млн. рублей. В собственность муниципальных образований передан 41 объект на сумму 4 784,0 млн. рублей, в оперативное управление - 21 объект на сумму 2 431,0 млн. рублей, в аренду - 10 объектов на сумму 122,1 млн. рублей. Оставшиеся 7 объектов запланированы к передаче в 2017 году.

Также для нужд автономного округа в отчетном году приобретено 15 социально-значимых объектов недвижимого имущества общей площадью 37,5 тыс. м2 на сумму 2 953,6 млн. рублей, в том числе:

2 нежилых здания для размещения детских садов в г. Мегион на 260 и 300 мест стоимостью 419 906,0 тыс. рублей и 468 766,0 тыс. рублей;

2 нежилых здания для размещения детских садов в г. Нижневартовске на 48 мест стоимостью 182 376,1 тыс. рублей и 63 421,0 тыс. рублей;

нежилое здание для размещения детского сада на 300 мест в г. Сургуте стоимостью 481 681,0 тыс. рублей;

нежилое здание для размещения детского сада на 290 мест в г. Пыть-Яхе стоимостью 434 976,0 тыс. рублей;

нежилое здание для размещения музея в п.Половинка Кондинского района стоимостью 8 906,0 тыс. рублей;

нежилое здание в п. Половинка Кондинского района стоимостью 12 843,0 тыс. рублей;

нежилое здание в  п. Луговой Кондинского района стоимостью 17 221,774 тыс. рублей;

нежилое здание для размещения Дома культуры в д. Юмас Кондинского района стоимостью 10 121,15 тыс. рублей;

нежилое помещение для размещения центра социального обслуживания населения «Забота» в п. Каратеевы Нефтеюганского района стоимостью 6 612,0 тысяч рублей;

нежилое здание для размещения центральной городской библиотеки в г. Югорске стоимостью 76 627,79 тысяч рублей;

нежилое помещение для размещения многофункционального центра на территории п. Белый Яр Сургутского района стоимостью 6 374,0 тыс. рублей;

нежилое помещение для размещения Службы по контролю и надзору в сфере животного мира и лесных отношений автономного округа, г.Белоярский стоимостью 17 325,0 тыс. рублей;

нежилое помещение для размещения физкультурно-оздоровительного комплекса с помещениями для временного размещения спортсменов в г. Сургуте стоимостью 746 460,0 тыс. рублей.

Приватизация государственного имущества

Приватизация государственного имущества автономного округа осуществлялась в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», Законом автономного округа от 23.12.2004 № 92-оз «О порядке приватизации имущества, находящегося в государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

В 2016 году организаторами торгов по приватизации государственного имущества автономного округа в соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 01.07.2011 № 254-п «О квалификационном отборе организаторов продажи государственного имущества Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» выступали казенное учреждение автономного округа «Центр имущественных отношений» (в отношении имущества, балансовая стоимость которого составляет менее двухсот миллионов рублей) и ОАО «Российский аукционный дом».

С целью повышения качества управления государственным имуществом, создания дополнительных условий публичности, прозрачности и максимально качественной организации проведения торгов в отношении государственного имущества автономного округа, торги по продаже и аренде осуществлялись в электронной форме, на основании соглашения с акционерным обществом «Электронные торговые системы».

В соответствии с утвержденными перечнями имущества, предназначенного к приватизации в 2016 году, организовано 227 торгов, в том числе 126 аукционов, 66 продаж посредством публичного предложения и 35 продаж без объявления цены.  

По состоянию на 01.01.2017 приватизировано государственное имущество:

1)                путем внесения в уставный капитал:

акции 2 хозяйственных обществ: ОАО «Городские электрические сети» г. Пыть-Ях и АО «ЮТЭК-Покачи» г. Покачи, общей стоимостью 140,1 млн.рублей;

263 объекта недвижимого имущества, общей стоимостью 1 254,2 млн. рублей;

169 объектов движимого имущества, общей стоимостью 73,1 млн. рублей;

2)                на торгах:

1 объект недвижимого имущества, сумма продажи составила 7,3 млн. рублей;

155 объектов движимого имущества, сумма продажи составила 9,3 млн. рублей;

3)                14 помещений жилищного фонда коммерческого использования были

отчуждены гражданам по договору купли-продажи, сумма продажи составила 40,3 млн. руб;

4)                86 жилых помещений бесплатно переданы в собственность гражданам, имевшим право пользования жилыми помещениями государственного жилищного фонда на условиях социального найма, в соответствии с Федеральным законом от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»;

5)                2 объекта недвижимого имущества были отчуждены СМП при реализации им преимущественного права выкупа арендованного имущества автономного округа с рассрочкой платежа на 5 лет в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», сумма продажи составила 5,2 млн. рублей;

6)                2 земельных участка, общей площадью 1 073 м2, было продано собственникам зданий, сооружений, расположенных на этих земельных участках, в соответствии со статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, доход от продажи составил 0,02 млн. рублей;

7)                в отношении 4 жилых помещений автономного округа заключены договоры мены, в том числе:

в отношении 3 жилых помещений заключен договор мены жилых помещений, отчуждаемых взамен земельного участка и находящегося на нем имущества, в границах которого предусмотрено строительство второй очереди учебного корпуса медицинского института в г. Ханты-Мансийске, осуществляемого за счет средств бюджета автономного округа в рамках государственной программы «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономного округе – Югре на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.10.2013 № 413-п;

в отношении 1 жилого помещения, находящегося в государственной собственности автономного округа, заключен договор мены жилого помещения, находящего в собственности инвалида с ограниченными способностями к самообслуживанию, в целях его переселения в жилое помещение, расположенное на нижнем этаже здания.

На 01.01.2017 в бюджет автономного округа от реализации государственного имущества автономного округа поступило 116,4 млн. рублей.

Управление земельными ресурсами

Одним из основных принципов земельного законодательства является платность земли, а также сочетание интересов общества и законных интересов граждан, в связи с чем приоритетным направлением в управлении земельными ресурсами является создание объективной системы при установлении земельных платежей. Учитывая, что кадастровая стоимость является основой для расчета как единовременных платежей за землю – выкупной цены земельного участка, так и регулярных платежей – земельного налога и арендной платы за землю, кадастровая оценка земель и установление обоснованной платы за землю является одной из основных задач государственного управления земельными ресурсами.

В целях обеспечения деятельности государственных учреждений автономного округа Депимущества Югры принято 37 решений о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование 55 земельных участков.

В течение 2016 года на основании ходатайств предприятий нефтегазового сектора, электроэнергетики, дорожного хозяйства принято 23 решения о переводе 159 земельных участков общей площадью 1842,7 га из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности для целей обустройства и эксплуатации нефтяных месторождений, строительства автомобильных дорог и объектов электросетевого хозяйства, 1 земельный участок площадью 18,15 га, предназначенный для размещения садово-огороднического товарищества, отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения.

Для обеспечения безопасных условий эксплуатации газораспределительных сетей на основании заявлений собственников таких объектов издано 3 нормативных правовых акта в виде приказов Депимущества Югры об установлении охранных зон 5 газораспределительных сетей.

В соответствии с частью 3 статьи 29 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Федеральный закон № 221-ФЗ) за отчетный период выдано 8 квалификационных аттестатов кадастровых инженеров.

В 2016 году также внесены изменения в порядок определения размера арендной платы за земельные участки и порядок определения цены земельных участков.

В частности, постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 8 апреля 2016 года № 107-п расширен спектр применения коэффициента приоритета. Установлено, что данный коэффициент применяется при передаче в аренду земельного участка для реализации на нем инвестиционного проекта по созданию индустриальных (промышленных) парков.

В части определения цены выкупа земельных участков принято постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26.02.2016 № 55-п, в соответствии с которым цена земельных участков, на которых расположены жилые дома, занимаемые гражданами по договорам социального найма, при их приватизации до 1 января 2018 года установлена в размере, равном десятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, с 1 января 2018 года – в размере, равном кадастровой стоимости земельного участка.

Государственная регистрация права собственности автономного округа,

права оперативного управления и хозяйственного ведения

В отчетном году продолжилась работа по государственной регистрации права собственности автономного округа на недвижимые объекты. Общее количество объектов, на которые зарегистрировано право собственности автономного округа, составило 642, в том числе:

173 земельных участка;

81 жилое помещение;

388 нежилых объектов недвижимости.

Прекращено право собственности автономного округа в отношении 483 объектов недвижимости, в том числе 144 земельных участка, 195 жилых помещения и 144 нежилых объекта недвижимости.

Общее количество недвижимого государственного имущества, на которое зарегистрировано право собственности составляет 6116 единиц, в том числе:

•          216 единиц - имущество, на которое зарегистрировано право хозяйственного ведения;

•          2992 единицы - имущество, на которое зарегистрировано право оперативного управления.

Количество земельных участков, на которые зарегистрировано право собственности, составляет 1811 единиц.

На 1 января 2017 года доля объектов недвижимого имущества, на которые зарегистрировано право собственности автономного округа, составила 89,3 % в общем объеме объектов, подлежащих государственной регистрации, за исключением земельных участков. Доля объектов недвижимого имущества, на которые зарегистрировано право оперативного управления, составила 84,3 % от общего количества объектов, по которым принято решение о передаче в оперативное управление, по сравнению с показателем 2015 года рост составил 3 %, и показатель доли объектов недвижимого имущества, на которые зарегистрировано право хозяйственного ведения, составил 81,6 % от общего количества объектов, по которым принято решение о закреплении в хозяйственное ведение, рост составил 2,5 %.

Предоставление государственных услуг в сфере управления

государственным имуществом

С начала 2016 года в автономном округе оказывалось 8 видов государственных услуг в сфере имущественных отношений. В ноябре отчетного года утратил силу приказ от 28.11.2011 № 16-нп «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче квалификационных аттестатов кадастровых инженеров». Таким образом, начиная с 01.08.2016, в сфере имущественных отношений оказывалось 7 видов государственных услуг.

На сайте https://depgosim.admhmao.ru размещена подробная информация, в том числе административные регламенты, условия получения и порядок предоставления, бланки заявлений. Для посетителей сайта периодически организуется голосование по вопросам удовлетворенности граждан по предоставлению государственных услуг. Также на сайте реализован Web-сервис, позволяющий физическим и юридическим лицам в автоматизированном режиме получать данные из реестра государственного имущества автономного округа. Для населения автономного округа организован социальный опрос с целью анализа уровня его информированности в области управления государственным имуществом, в том числе о возможных государственных услугах, предоставляемых Депимущества Югры.

Для исполнения переданных в 2016 году полномочий по организации постоянного хранения и использования технических паспортов, оценочной и иной хранившейся по состоянию на 1 января 2013 года в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации приказом от 26.12.2016 № 24-нп утвержден административный регламент предоставления государственной услуги по предоставлению копий технических паспортов, оценочной и иной документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации.

За отчетный период гражданам оказано 1 128 услуг, в том числе 14 государственных услуг в электронном виде. Наиболее востребованной явилась услуга по предоставлению сведений, содержащихся в реестре государственного имущества автономного округа.

Правовое обеспечение деятельности в сфере управления

государственным имуществом, защита имущественных интересов

В 2016 году в сфере управления государственным имуществом автономного округа подготовлено 310 проектов правовых актов автономного округа, в том числе 54 постановления и 230 распоряжений Правительства автономного округа, 26 приказов Депимущества Югры нормативного характера.

За отчетный период всего поступило 647 обращений граждан по вопросам управления государственной собственностью. Их анализ свидетельствует о том, что наиболее актуальными остаются вопросы предоставления бесплатных земельных участков для индивидуального жилищного строительства, в том числе для многодетных семей, кадастровой стоимости земельных участков, приобретения земельных участков для строительства жилья, предоставления земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, аренды земельных участков, капитального ремонта объектов государственной собственности автономного округа, а также жалобы на действия органов местного самоуправления. По результатам рассмотрения обращений всем заявителям даны своевременные ответы по существу поставленных в них вопросов, в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В течение отчетного года судами рассматривалось 375 дел с участием Депимущества Югры, в том числе в судах общей юрисдикции 199 дел и в арбитражном суде 176. Депимущества Югры в качестве истца выступал в 106 делах, в качестве ответчика - в 31 деле, административного ответчика (заинтересованного лица) - 143 дела, в 27 судебных делах о несостоятельности (банкротстве) – в качестве заявителя-кредитора, в качестве третьего лица - в 68 делах.

Депимущества Югры в качестве потерпевшего представлял интересы автономного округа в 4 уголовных делах и 2 материалах проверки сообщений о преступлениях, подозреваемыми (обвиняемыми) по которым являлись сотрудники учреждений автономного округа или работники хозяйствующих субъектов с участием автономного округа.

За нарушение правил дорожного движения транспортными средствами автономного округа, фиксация которых осуществлялась с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, обжаловано 108 постановлений о привлечении Депимущества к административной ответственности. Все дела направлены на новое рассмотрение для определения ответственности в отношении физических лиц (водителей), часть дел прекращена в связи с отсутствием состава правонарушения.

В соответствии со статьей 9.4 Закона автономного округа от 11.06.2010
№ 102-оз «Об административных правонарушениях» рассмотрено 13 дел об административных правонарушениях, в результате
13 должностных лиц учреждений автономного округа привлечены к административной ответственности и подвергнуты штрафам.

Мероприятия по повышению эффективности

управления имуществом автономного округа

В течение 2016 года для развития эффективной конкурентной экономики, обеспечивающей повышение уровня и качества жизни населения автономного округа, повышения роли малого и среднего предпринимательства в экономике, совершенствования механизмов финансовой и имущественной поддержки, развития жилищно-коммунального комплекса и повышения энергетической эффективности, развития агропромышленного комплекса и рынков сельскохозяйственной продукции, а также обеспечения гарантированного выполнения пассажирских перевозок воздушным транспортом по социально-значимым маршрутам для нужд жителей и предприятий автономного округа в сфере управления государственным имуществом реализовывались мероприятия по 7 государственным программам автономного округа с общим объемом средств бюджета автономного округа 2 329,1 млн. рублей, при этом фактическое исполнение финансирования мероприятий по итогам года составило 98 %.

В 2016 году продолжена реализация государственной программы автономного округа «Управление государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2016-2020 годы» (далее – госдарственная программа), утвержденная постановлением Правительства автономного округа от 09.10.2013 года № 417-п, ответственным исполнителем которой определен Депимущества Югры. Целью государственной программы является формирование эффективной системы управления государственным имуществом автономного округа, позволяющей обеспечить оптимальный состав имущества для исполнения полномочий органами государственной власти автономного округа, достоверный учет и контроль его использования. Государственная программа и результаты ее реализации размещены на официальном сайте depgosim.admhmao.ru. Общий объем бюджетных средств, направленных на реализацию мероприятий государственной программы в 2016 году, составил 6 966,7 млн. рублей, из них: финансируемых из бюджета автономного округа – 1 767,7 млн. рублей, по программе «Сотрудничество» - 5 199,0 млн. рублей. В результате реализации мероприятий государственной программы достигнуты все запланированные показатели.

В целях повышения эффективности управления государственным имуществом в 2017 году планируется продолжить работу по формированию оптимального состава государственного имущества, который позволит не только снизить бремя расходов на содержание объектов управления, не задействованных для реализации функций и стратегических приоритетов автономного округа, но и расширить материальную базу коммерческого сектора экономики. Планируемые изменения позволят повысить мобильность экономики автономного округа в условиях усиления глобальной конкуренции и ускорить переход к инновационному социально ориентированному развитию, качественному улучшению инвестиционного климата.

С 1 января 2017 года вступает в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», изменяющий порядок проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости. В соответствии с вышеуказанным законом кадастровая оценка земельных участков и объектов капитального строительства должна определяться бюджетным учреждением, созданным субъектом Российской Федерации и наделенным соответствующими полномочиями. Создание такого учреждения в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре запланировано в 2017 году. Принятие указанных мер позволит получить актуализированную кадастровую стоимость объектов недвижимости, основанную на объективных подходах оценки.

Постановлением Правительства автономного округа от 22 декабря 2016 года № 534-п установлена дата перехода к проведению в автономном округе государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в соответствии с вышеуказанным федеральным законом – 1 мая 2017 года.

В связи с частичной реализацией на территории автономного округа положений части 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» основной задачей на 2017 год является проведение мероприятий по формированию и утверждению перечней муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства).

Актуальной остается задача по предоставлению многодетным семьям и иным льготным категориям граждан земельных участков на бесплатной основе. Так, по итогам социального Форума «Эффективная социальная политика: новые решения», состоявшемся в городе Санкт-Петербурге, Председателем Правительства Российской Федерации поручено высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации принять меры для устранения очередности многодетных семей на предоставление земельных участков в течение 3 лет, в том числе путем предоставления альтернативной формы поддержки взамен земельного участка.

На основании указанного поручения органам местного самоуправления автономного округа рекомендовано внести изменения в дорожные карты и планы-графики предоставления участков многодетным семьям, а также провести информационные компании по предоставлению альтернативной формы поддержки взамен земельного участка с целью ликвидации очередности многодетных семей на земельные участки до 2 апреля 2019 года.

Во исполнение ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» продолжается работа перевода архива БТИ (технических паспортов, оценочной и иной учетно-технической документации) в электронный вид с целью взаимодействия с МФЦ Югры и качественного предоставления гражданам, организациям, органам местного самоуправления, органам исполнительной власти автономного округа и федеральным органам исполнительной власти услуг по предоставлению копий технической документации об объектах.

 

Опубликовано: 17.12.2018 12:39        Обновлено: 10.12.2020 11:47