Размер:
Цвет:

Доклад о деятельности по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2019 год (предварительный)

Доклад о деятельности по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за2019 год (предварительный)

 

1.     О ситуации в сфере управления государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

 

Управление государственным имуществом Ханты-Мансийского автономно округа – Югры (далее – автономный округ) является неотъемлемой частью деятельности Правительства автономного округа по решению экономических и социальных задач, укреплению финансовой системы, развитию эффективной конкурентной экономики, обеспечивающей повышение уровня и качества жизни населения автономного округа. Государственное имущество создает материальную основу для реализации государственных полномочий автономного округа и предоставления государственных услуг гражданам и организациям, вследствие чего, вопросы формирования эффективного управления имуществом являются приоритетными для автономного округа и осуществляются через механизмы реализации государственной программы автономного округа «Управление государственным имуществом», утвержденной постановлением Правительства автономного округа                  от 05.10.2018 № 356-п (далее – государственная программа).

Сфера управления государственным имуществом охватывает широкий круг отношений: от непосредственной реализации прав владения и пользования закрепленным имуществом исполнительными органами государственной власти автономного округа и учреждениями до отношений по распоряжению государственным имуществом, возникающих в связи с реализацией прав собственника, участника, акционера в организациях, созданных с участием автономного округа, созданием новых объектов, безвозмездным приемом и передачей их на другие уровни собственности, приватизацией и отчуждением по иным основаниям, передачей во владение и пользование, реорганизацией и ликвидацией предприятий, государственных учреждений, иными правомочиями.

Динамика стоимости имущества автономного округа представлена на рисунке 1.


Рис. 1 Динамика стоимости имущества автономного округа

 

Структура имущества по формам его использования представлена на рисунке 2.


Рис. 2. Структура имущества автономного округа

 

В целях сокращения бюджетных расходов в 2019 году продолжена работа, направленная на оптимизацию сети государственных учреждений автономного округа. Общее количество организаций с участием автономного округа составит 345. Информация о количестве организаций на конец 2019 года представлена в таблице 1.

 

 

Количество государственных предприятий,

учреждений и хозяйственных обществ с участием автономного округа

на конец 2019 года                                                                                           

Таблица 1

№ п/п

Организации

на 01.01.2019

прогноз на конец 2019 года

отклонение

1

Государственные учреждения, в том числе:

282

267

- 15

1.1.

автономные учреждения

34

31

- 3

1.2.

казенные учреждения

72

73

+ 1

1.3.

бюджетные учреждения

176

163

- 13

2.

Исполнительные органы власти автономного округа

 

36

 

36

 

0

3.

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

 

1

 

1

 

0

4.

Государственные унитарные предприятия

1

1

0

5.

Хозяйственные общества с участием автономного округа

 

30

 

28

 

- 2

6.

Некоммерческие организации (кроме государственных учреждений)

 

10

 

12

 

+ 2

 

Итого организаций

360

345

- 15

 

2.     Об эффективности реализации стратегических задач

и направлений развития сферы

 

Реализация стратегических задач и развитие сферы осуществляются по следующим направлениям.

Приведение структуры и состава имущества в соответствии с исполняемыми государственными полномочиями Правительством автономного округа. В 2019 году мероприятия по приватизации осуществляются в соответствии с распоряжением Правительства автономного округа от 25.10.2018 № 569-рп «О перечне государственного имущества Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, предназначенного к приватизации в 2019 году и в плановый период 2020 и 2021 годов», а также распоряжением Депимущества Югры от 26.12.2018 № 13-Р-2859 «О перечне государственного имущества Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, предназначенного к приватизации в 2019 году и в плановый период 2020 и 2021 годов, балансовая стоимость которого не превышает 5 миллионов рублей» (далее – Планы приватизации).

Во исполнение планов осуществлена приватизация следующего имущества:

акции АО «НижневартовскНИПИнефть» на сумму 279 230,0 тыс. рублей;

нежилое помещение в г. Санкт-Петербург, по ул. Галерная на сумму 23 291,6 тыс. рублей;

причал треста ОАО «Сургутдорстрой» на сумму 1 792,9 тыс. рублей;

судно на воздушной подушке в количестве 3 штук на сумму 874,6 тыс. рублей;

три гаража на сумму 788,2 тыс. рублей;

здание «Толмач» на сумму 2 661,1 тыс. рублей;

судно КС-100 (Эколог-5) на сумму 767,0 тыс. рублей;

16 квартир из жилищного фонда коммерческого использования (выкуп жилых помещений (договоры коммерческого найма) на общую сумму 68 035,7 тыс. рублей и 1 жилое помещение отчуждено в рамках бесплатной приватизации;

85 объектов движимого имущества на общую сумму 5 677,6 тыс. рублей.

Фактическое поступление доходов в бюджет автономного округа              за 9 месяцев 2019 года от приватизации государственного имущества автономного округа составило более 380 млн. рублей.

В настоящее время автономный округ является акционером                             30 хозяйственных обществ. В отношении двух обществ завершаются процедуры ликвидации и банкротства (ОАО «НПЦ Мониторинг», ОАО «Лесосервисная компания «Югралесхоз»). Прогноз к концу 2019 года составит 28 обществ.

С целью повышения качества корпоративного управления хозяйственными обществами с долей участия автономного округа в уставном капитале, реализованы мероприятия по внедрению программ стратегического планирования, включая систему ключевых показателей эффективности деятельности (в том числе производственных показателей в их взаимоувязке с финансовыми показателями), средне- и долгосрочных программ развития. Реализация данных мероприятий способствует решению комплекса задач, стоящих перед Депимущества Югры, а именно: повышение инвестиционной привлекательности хозяйственных обществ, что позволит более эффективно решать задачу приватизации пакетов акций (долей) хозяйственных обществ; получение доходов от участия в хозяйственных обществах в виде дивидендов (отчислений от прибыли), поступающих в бюджет автономного округа (за период 2014-2015 годов составили 45 млн. рублей, за период 2016-2017 - 315 млн. рублей, 2017-2018 – 368 млн. рублей и 2018 – 2019 уже поступило более 91 млн. рублей).

На основании распорядительных документов Депимущества Югры из государственной казны автономного округа исключены акции:

- АО «Югорская региональная электросетевая компания» в количестве 3 130 092 360 штук на сумму 3 130 092 360 рублей и АО «Югорская энергетическая компания» в количестве 440 325 093 штук на сумму 440 325 093 рублей, в результате приватизации путем внесения в уставный капитал АО «Югорская энергетическая компания»;

- АО «НижневартовскНИПИнефть» в количестве 10 804 штук на сумму 15 000 000 рублей, в связи с приватизацией;

- ОАО «Лесосервисная компания «Югралесхоз» в количестве 398 626 000 штук на сумму 398 626 000 рублей и ОАО «НПЦ Мониторинг» в количестве 91 644 870 штук на сумму 91 644 870 рублей, в связи с ликвидацией;

В результате безвозмездной передачи в государственную казну автономного округа включена 1 акция АО «Югорская территориальная энергетическая компания – Региональные сети».

На основании распоряжения Правительства автономного округа от 25.01.2019 № 23-рп «О создании автономной некоммерческой организации «Мультимедийный исторический парк «Моя история», распоряжения Депимущества Югры от 04.02.2019 № 13-Р-144 «Об автономной некоммерческой организации «Мультимедийный исторический парк «Моя история» с целью создания на территории г. Сургута мультимедийных экспозиций, популяризирующих историю России, и их экспонирование с использованием различных форм представления, оказания услуг, удовлетворяющих социально-культурные и духовные потребности населения автономного округа в историческом и культурном наследии России, создана автономная некоммерческая организация «Мультимедийный исторический парк «Моя история».

Государственная кадастровая оценка объектов недвижимости в автономном округе проводится в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке». Распоряжением Депимущества Югры от 16.01.2018 № 13-Р-32 утвержден план-график проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в Югре, предусматривающий проведение кадастровой оценки всех видов объектов недвижимости в период до 2022 года.

Полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости, наделено бюджетное учреждение автономного округа «Центр имущественных отношений».

В текущем 2019 году проводится государственная кадастровая оценка зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, машино-мест, вступление в силу результатов оценки планируется с 1 января 2020 года. В следующем 2020 году запланировано проведение государственной кадастровой оценки земельных участков земель сельскохозяйственного назначения, земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.

За 2019 год на территории автономного округа многодетным семьям безвозмездно предоставлено 168 земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства, огородничества. Всего в период с 2011 года многодетным семьям предоставлено 1670 земельных участков.

Проведен ежегодный анализ оценки эффективности управления государственным и муниципальным имуществом по состоянию на 01.01.2019. В результате выявлены резервы роста управления государственным и муниципальным имуществом. На основании проведенного мониторинга, размещенного на официальном сайте www.depgosim.admhmao.ru, составлен рейтинг муниципальных образований автономного округа по степени эффективности управления имуществом.

По состоянию на 01.10.2019 Депимущества Югры и его подведомственным учреждением оказывается 8 видов государственных услуг в сфере управления государственным имуществом. На сайте www.depgosim.admhmao.ru, размещена подробная информация, в том числе административные регламенты, условия получения и порядок предоставления, бланки заявлений. Для посетителей сайта периодически организуется голосование по вопросам удовлетворенности граждан по предоставлению государственных услуг. Также на сайте реализован Web-сервис, позволяющий физическим и юридическим лицам в автоматизированном режиме получать данные из реестра государственного имущества автономного округа. За отчетный период гражданам оказано 22 111 услуг, в том числе через МФЦ – 3 163.

3.       О результатах и эффективности реализации государственных программ автономного округа с участием Депимущества Югры

В течение 2019 года деятельность Депимущества Югры была направлена на реализацию государственной программы «Управление государственным имуществом». Целью государственной программы является формирование системы, направленной на повышение результативности управления государственным имуществом автономного округа, позволяющей обеспечить оптимальный состав имущества, необходимого для исполнения полномочий органами государственной власти автономного округа, а также достоверный учет и контроль использования такого имущества.

Достижения поставленной цели осуществляется путем реализации задач государственной программы:

- совершенствование системы управления государственным имуществом автономного округа;

- обеспечение условий для выполнения государственных функций органов государственной власти автономного округа.

Государственная программа размещена на официальном сайте Депимущества Югры www.depgosim.admhmao.ru.

Объем финансирования государственной программы в 2019 году, с учетом изменений, составляет 8 067 614,3 тыс. рублей. За ответственным исполнителем государственной программы закреплен объем финансирования из бюджета автономного округа в сумме 2 779 639,2 тыс. рублей и средств Тюменской области в сумме 5 097 106,4 тыс. рублей. Соисполнителем государственной программы является Аппарат Губернатора Югры с объемом финансирования 1 817 035,9 тыс. рублей. Ожидаемое исполнение расходов государственной программы в отчетном году составляет 100 %.

Ключевой задачей по реализации государственной программы в 2019 году является повышение эффективности и качества управления компаниями с государственным участием, объектами государственного имущества, в том числе земельными участками, находящимися в собственности автономного округа и проведение государственной кадастровой оценки земельных участков, относящихся к категории земель – земли особо охраняемых территорий и объектов и земли водного фонда.

 

4.       О мерах по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности и обеспечению благоприятного инвестиционного климата в автономном округе

В 2019 году продолжена работа по оказанию имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также социально ориентированным некоммерческим организациям.

В пределах наделенного полномочия Депимущества Югры в соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 14.01.2012 № 1-п «О передаче некоторых полномочий Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Департаменту по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» распоряжением Депимущества Югры от 01.02.2018 № 13-Р-93 утвердил следующие перечни:

перечень государственного имущества автономного округа, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства);

перечень государственного имущества автономного округа, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций);

перечень недвижимого государственного имущества автономного округа, предназначенного для сдачи в аренду, и объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений.

Указанные выше перечни размещены на официальном сайте Депимущества Югры в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу www.depgosim.admhmao.ru.

Распоряжениями Депимущества Югры от 10.05.2018 № 13-Р-796,                   от 17.07.2018 № 13-Р-1302, от 28.03.2019 № 13-Р-445, от 04.07.2019                     № 13-Р-1111 перечень государственного имущества автономного округа, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства) дополнен объектами движимого и недвижимого имущества. По состоянию на 13 сентября 2019 года общее количество имущества, включенного в перечень, составляет 6 068 единиц, в том числе 11 объектов недвижимого имущества общей площадью 26,6 тыс. м2 и 6 057 объектов движимого имущества. По состоянию на 01.10.2018 действуют 12 договоров аренды с субъектами малого и среднего предпринимательства.

Перечень государственного имущества автономного округа, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций) распоряжением Депимущества Югры от 04.07.2019 № 13-Р-1111 дополнен 541 объектом и общее количество составило 543 объекта, в том числе недвижимого имущества 8 единиц общей площадью 10,2 тыс. м2 и 535 единиц движимого имущества.

Размер арендной платы за владение и пользование государственным имуществом автономного округа определяется в соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 27.11.2017 № 466-п «О порядке предоставления в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, порядке согласования предоставления в аренду имущества, закрепленного за государственными учреждениями Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на праве оперативного управления» (далее – порядок). Порядком установлено, что размер арендной платы определяется по результатам проведения оценки рыночной стоимости имущественного права владения и (или) пользования имуществом за 1 единицу времени в порядке, установленном законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации (далее – размер арендной платы). При этом порядком предусмотрено применение коэффициента, корректирующего размер (начальный размер) арендной платы за имущество, передаваемое в аренду СМП на 50% и на 90% для субъектов, осуществляющих деятельность в сфере социальных услуг, а также для СОНКО являющимися исполнителями общественно полезных услуг по приоритетным направлениям деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2016 № 1096, размер (начальный (минимальный) размер) арендной платы устанавливается в сумме 1 рубль в месяц (в том числе НДС) за один объект имущества.

На 01.10.2019 действуют 12 договоров аренды с субъектами малого и среднего предпринимательства, общая площадь имущества, предоставленного в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, составляет 8,8 тыс.м2.

 

5.           О динамике основных показателей развития сферы

Одним из критериев эффективного использования объектов государственного имущества является положительная динамика доходов от их использования. Основными источниками доходов от использования государственного имущества являются арендная плата за используемое государственное имущество, дивиденды по акциям, отчисления от прибыли государственных унитарных предприятий, средства от приватизации имущества. По итогам 2019 года планируется 100 % получение запланированных доходов в бюджет автономного округа.

Последовательная, планомерная и системная реализация мероприятий государственной программы является необходимым условием для обеспечения роста и проведения структурных изменений экономики автономного округа. Определение и формирование оптимального состава государственного имущества позволят не только снизить бремя расходов на содержание объектов управления, не задействованных для реализации функций и стратегических приоритетов автономного округа, но и расширить материальную базу коммерческого сектора экономики, повысить мобильность экономики автономного округа в условиях усиления глобальной конкуренции и ускорить переход к инновационному социально ориентированному развитию, качественному улучшению инвестиционного климата.

В результате реализации мероприятий государственной программы в 2019 году планируется достижение целевых показателей на следующем уровне:

1.       Снижение доли неиспользуемого недвижимого имущества в общем количестве недвижимого имущества автономного округа на уровень 7 %;

2.       Удельный вес количества групп объектов оценки (категории земель, объекты капитального строительства) в автономном округе, кадастровая стоимость которых актуальна, к общему количеству групп объектов оценки на уровне 71 %.

3.       Удельный вес объектов недвижимого имущества, содержащихся в надлежащем санитарном состоянии, к общему количеству объектов недвижимого имущества на уровне 96 %;

4.       Доля фактически отремонтированных объектов недвижимости, находящихся в собственности автономного округа, к объектам, подлежащим капитальному ремонту в текущем году на уровне 92 %

 

6.                         О планируемых результатах развития сферы

В отчетном году продолжена реализация мероприятий государственной программы «Управление государственным имуществом».

Направление по повышению эффективности управления хозяйственными обществами, акции (доли) в уставных капиталах которых находятся в собственности автономного округа, государственными учреждениями предполагает:

осуществление Депимущеетва Югры полномочий учредителя (участника) коммерческих и некоммерческих организаций автономного округа;

внедрение механизмов оценки качества корпоративного управления организаций с участием автономного округа, основанной на принципах открытости и сопоставимости;

реализацию мероприятий планирования деятельности в организациях с участием автономного округа на основе программ стратегического развития на средне- и долгосрочные периоды, внедрения современных методов управления и представления отчетности;

реализацию мероприятия по формированию по отраслевому принципу кадровых резервов управленческих кадров посредством подбора, подготовки и карьерного роста кандидатов на должности руководителей в коммерческих организациях с участием автономного округа;

повышение действенности органов управления организаций с участием автономного округа, в том числе совершенствования порядка деятельности ревизионных комиссий, включая разработку типовых форм документов;

утверждение перечня хозяйственных обществ, подлежащих сохранению в государственной собственности автономного округа на определенный период для обеспечения полномочий автономного округа, с привлечением представителей отраслевых органов исполнительной власти автономного округа, профессиональных специалистов, имеющих опыт деятельности в конкретной отрасли, представителей общественных организаций.

Также остается актуальной задача по предоставлению многодетным семьям и иным льготным категориям граждан земельных участков на бесплатной основе.

 

7.       О предварительных итогах исполнения бюджета автономного округа в сфере управления государственным имуществом

 

В части доходов

В 2019 году ожидаемая оценка поступлений неналоговых доходов от управления государственным имуществом составит более 5 354,0 млн. рублей, исполнение запланированного показателя составит 100 %.

В части расходов

В соответствии с законом автономного округа от 15.11.2018 № 91-оз «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» Депимуществу Югры на 2019 год утверждены бюджетные ассигнования в размере 9 057,8 млн. рублей, ожидаемый объем исполнения составит 100 %.

8. О рассмотрении вопросов, поставленных Думой

автономного округа

Вопросы, поставленные Думой автономного округа, отсутствуют.

 

9.     Об итогах общественного обсуждения отчетов о результатах деятельности

 

Во исполнение пункта 2 постановления Губернатора автономного округа от 17.02.2011 № 21 «О ежегодном отчете Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о результатах деятельности Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в том числе по вопросам, поставленным Думой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», в соответствии с протоколом от 27.09.2019 № 4 заседания Общественного совета при Депимущества Югры настоящий отчет рассмотрен членами Общественного совета.

Во исполнение пункта 7 Плана мероприятий по предоставлению отчетности органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, утвержденного распоряжением Губернатора автономного округа от 02.08.2019 № 164-рг, в целях обеспечения общественного обсуждения, данный отчет размещен на официальном сайте Департамента по адресу www.admhmao.ru.

 

 

 

 

Опубликовано: 09.12.2020 18:06        Обновлено: 09.12.2020 18:06