Размер:
Цвет:

Методические рекомендации по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления в сфере имущественных и земельных отношений

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления в сфере имущественных и земельных отношений.

 

1. Общие положения.

 

Настоящие методические рекомендации разработаны во исполнение пункта 5 приложения 3 постановления Правительства ХМАО - Югры от 27 декабря 2013 года № 569-п "О мерах по реализации Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" в целях совершенствования деятельности органов местного самоуправления автономного округа в сфере имущественных и земельных отношений, осуществления единой политики в области имущественных и земельных отношений, обеспечения эффективного управления, распоряжения и рационального использования муниципального имущества, в том числе земельных участков на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Правовое регулирование отношений в области имущественных отношений с целью обеспечения эффективного управления, распоряжения и рационального использования муниципального имущества осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами и законами Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, нормативными правовыми актами Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, нормативными правовыми актами муниципальных образований.

Деятельность муниципальных образований автономного округа в области земельно-имущественных отношений должна включать:

  • описание фактического состояния земельно-имущественного комплекса муниципального образования (его структуры, содержания, стоимости), достоверный учет и контроль использования муниципального имущества;
  • формирование эффективной системы управления муниципальным имуществом, позволяющей обеспечить оптимальный состав имущества для исполнения полномочий муниципального образования;
  • своевременное проведение ремонтно-строительных работ в отношении муниципального имущества;
  • мероприятия по дальнейшему развитию земельно-имущественного комплекса, объемы финансовых затрат на проведение данных мероприятий (в табличном виде), в том числе финансируемые из местного бюджета.

 

2. Формирование муниципальной собственности.

 

Муниципальное имущество создает материальную основу для реализации полномочий муниципальных образований автономного округа и предоставления муниципальных услуг гражданам и организациям, вследствие чего вопросы формирования эффективного управления имуществом являются приоритетными.

Необходимо определить и сформировать исчерпывающий состав муниципального имущества, предназначенного для выполнения функций органами местного самоуправления и находящимися в их ведении учреждениями, в связи с этим следует проводить систематическую работу по оптимизации состава муниципального имущества.

Оптимизация состава муниципального имущества достигается, в том числе путем осуществления проверок его использования по назначению и сохранности, оценки эффективности использования, в целях изъятия излишнего или используемого не по целевому назначению и вовлечения его в хозяйственный оборот, а также проведения мероприятий, направленных на совершенствование правового положения муниципальных учреждений.

Информация о составе муниципального имущества должна содержать следующие сведения:

  • количество объектов учета в реестре муниципальной собственности, объекты незавершенные строительством, земельные участки, из них количество объектов, на которые зарегистрировано право муниципальной собственности (с указанием балансовой, остаточной стоимости, площадей);
  • количество объектов, находящихся в муниципальной собственности по организационно-правовым формам предприятий, учреждений: из них количество объектов, на которые зарегистрированы права хозяйственного ведения и оперативного управления (с указанием балансовой, остаточной стоимости, площадей, степени износа);
  • количество земельных участков, в том числе земельных участков, в отношении которых зарегистрированы права аренды, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного (срочного) пользования;
  • количество организаций с участием муниципального образования;
  • количество объектов, переданных в результате разграничения собственности в муниципальную собственность сельских и городских поселений (с указанием балансовой, остаточной стоимости, площадей);
  • сводная информация о составе и структуре муниципального имущества в разрезе городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района.

 

3. Управление и распоряжение муниципальной собственностью.

 

Рассматривая муниципальное имущество, только как необходимое ресурсное обеспечение решения, установленных нормативными правовыми актами задач и функций органов муниципальной власти, необходимо проводить последовательную политику в сфере приватизации, отчуждая либо перепрофилируя (изменяя целевое назначение в порядке и сроки, установленные законодательством) имущество, которое не является необходимым для решения указанных задач и функций, не используется или используется неэффективно.

 

3.1. Сферауправления и распоряжения муниципальным имуществом включает в себя следующие мероприятия:

  • ведение информации об автоматизированном учете муниципального имущества, осуществление государственного кадастрового учета муниципальных земель;
  • ведение информации о проведении инвентаризации муниципального имущества, выявлении бесхозяйных объектов недвижимости и земельных участков, контроль за использованием муниципальной собственности;
  • ведение информации о ходе регистрации права муниципальной собственности на объекты недвижимости и земельные участки (техпаспортизация, межевание и пр.), с указанием объемов финансирования из местного бюджета;
  • ведение информации по приватизации муниципальной собственности, в том числе земельных участков (с указанием количества приватизированных объектов, стоимости реализации, площадей);
  • ведение информации по муниципальным предприятиям и акционерным обществам с долей муниципальных образований, результаты финансово- хозяйственной деятельности;
  • ведение информации по предоставлению в пользование муниципального имущества, в том числе по арендным отношениям (объекты недвижимости, земельные участки) с указанием проводимой работы по оптимизации ставок арендной платы за пользование муниципальной собственностью и земельными участками на территории муниципального образования;
  • утверждение перечня муниципального имущества свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций), предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также социально-ориентированным некоммерческим организациям.
  • анализ динамики и прогноз доходов от использования муниципальной собственности: налоговые (в т.ч. земельный налог, налог на имущество физических лиц) и неналоговые доходы в разрезе видов доходов и в разрезе муниципальных образований (район, городские и сельские поселения);
  • ведение информации по имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • ведение информации по перепрофилированию предприятий и объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности, по изменению типа муниципальных учреждений на автономные, бюджетные и казенные учреждения;
  • обеспечение содержания муниципального имущества, в том числе коммунальными услугами, услугами охраны, страхования муниципального имущества в целях обеспечения его сохранности и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, своевременного осуществления текущего ремонта имущества казны;
  • внедрение механизма страхования, который базируется на принципах партнерства исполнительных органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа и страховых компаний для предоставления субсидии муниципальным образованиям из бюджета автономного округа для обеспечения страховой защиты муниципального имущества в целях смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории автономного округа;
  • предусмотреть возможность перечисления в бюджет муниципального образования части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся в распоряжении предприятий после уплаты налогов и иных обязательных платежей, уменьшенной на сумму расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятий в размере, не менее 25 процентов;
  • осуществлять меры по принятию соответствующих решений о направлении дивидендов акционерными обществами, акции которых находятся в собственности муниципального образования, в размере, определенном уполномоченным органом муниципального образования;
  • осуществлять меры по разработке плана мероприятий по повышению эффективности управления муниципальных учреждений, в том числе по оптимизации сети муниципальных учреждений, включая передачу оказания (выполнения) части услуг в рыночный сектор (при перепрофилировании или ликвидации соответствующих муниципальных учреждений).
  • осуществлять меры по внесению изменений в уставы муниципальных учреждений в части расширения перечня и объемов платных услуг, оказываемых бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также по принятию порядка определения платы за оказание услуг (выполнение работ), с определением эффективного уровня рентабельности.

 

3.2. В рамках земельной политики необходимо осуществлять следующие мероприятия:

  • совершенствование нормативной правовой базы органов местного самоуправления в части изменения размеров ставок по земельному налогу и арендной плате за земельные участки, применению понижающих коэффициентов, пересмотр налоговых льгот, приведение размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности к рыночному;
  • создание информационного ресурса, содержащего доступные сведения о земельных участках, которые могут быть использованы для целей строительства, вовлечены в инвестиционные проекты;
  • разработка и внедрение планов-графиков формирования и предоставления земельных участков по всем направлениям деятельности, включая жилищное строительство, формирование инвестиционных площадок, контроль за выполнением планов-графиков;
  • проведение информационных кампаний по информированию заинтересованных лиц по вопросам оформления, переоформления прав на земельные участки;
  • во избежание общественного резонанса представляется целесообразным особое внимание уделить информированию населения о порядке, условиях, сроках выкупа земельных участков собственниками зданий, строений, сооружений по льготной цене в соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 2 апреля 2008 года № 70-п «О порядке определения цены земельных участков и их оплаты», включая публикацию материалов в СМИ, выступления на радио, телевидении и т.д.;
  • исключение из практики предоставление земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объектов в соответствии с требованиями части 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе путем завершения подготовки градостроительной документации, документации по планировке территории;
  • в случаях, когда предоставление земельных участков допускается (вне городских и сельских поселений) – исключение из практики возложение обязанности по согласованию актов о выборе земельных участков с заинтересованными органами и службами на заявителей;
  • строгое соблюдение установленных порядков расчета арендной платы за земельные участки, цены выкупа земельных участков;
  • контроль за соблюдением сроков, порядка рассмотрения заявлений заинтересованных лиц о формировании, предоставлении земельных участков, принятия соответствующих решений, заключения договоров аренды и купли-продажи земельных участков, в том числе по результатам торгов (конкурсов, аукционов);
  • активизация претензионной работы по договорам аренды земельных участков, расторжение договоров с должниками, взыскание задолженности в судебном порядке, в том числе путем обращения взыскания на имущество по обязательствам собственника (статья 237 Гражданского кодекса Российской Федерации).

 

3.2.1. О порядке определения размера арендной платы

 

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, а также государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

На территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры порядок определения размера арендной платы за указанные земельные участки установлен постановлениями Правительства автономного округа от 2 декабря 2011 года № 457-п «Об арендной плате за земельные участки земель населенных пунктов» и от 17 февраля 2003 года № 29-п «Об арендной плате за земельные участки, за исключением земель населенных пунктов» (размещены на официальном сайте Депимущества Югры, перейти по ссылке http://www.depgosim.admhmao.ru/wps/portal/prop/home/zemlya).

 

При определении размера арендной платы в отношении некоторых категорий арендаторов и для некоторых видов разрешенного использования установлены льготы в виде снижения размера арендной платы посредством применения понижающих коэффициентов:

коэффициент переходного периода в размере до 1,5 устанавливается Правительством автономного округа в отношении земельных участков, находящихся в собственности автономного округа, и органами местного самоуправления в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

коэффициент субъектов малого и среднего предпринимательства в размере 0,8 применяется в случае предоставления в аренду земельных участков субъектам малого и среднего предпринимательства, если они соответствуют требованиям, указанным в статье 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

коэффициент приоритета в размере 0,8 применяется в случае реализации на земельном участке проектов, включенных в Реестр приоритетных инвестиционных проектов автономного округа, а также в случае предоставления земельных участков региональным или муниципальным социально ориентированным некоммерческим организациям);

коэффициент сезонности в размере 0,5 применяется в случае передачи земельного участка в аренду на срок от одного года и более для организации отстоя флота, размещения лодочных станций, речных причалов, пристаней, зимних автодорог (зимников), летних кафе, разработки полезных ископаемых гидромеханизированным способом, организации площадок под складирование снега;

коэффициент строительства применяется в случае предоставления земельного участка в аренду для строительства и устанавливается в размере:

0,1 – в первый год после получения разрешения на строительство,

0,5 – второй год после получения разрешения на строительство,

1 – с третьего года, но в пределах нормативного срока строительства, указанного в разрешении на строительство.

При превышении нормативного срока строительства коэффициент строительства применяется в размере 2.

3. Порядок предоставления льгот в виде снижения размера арендной платы посредством применения понижающего коэффициента строительства

 

Основанием для снижения размера арендной платы посредством применения понижающего коэффициента строительства является заявление арендатора о применении коэффициента строительства с приложением разрешения на строительство. Коэффициент строительства в размере 0,1 применяется с даты подачи такого заявления в течение одного года. В течение следующего года коэффициент строительства применяется в размере 0,5, в течение третьего года и следующих лет, в пределах нормативного срока строительства, указанного в разрешении на строительство – в размере 1.

При превышении нормативного срока строительства, указанного в разрешении на строительство, коэффициент строительства применяется в размере 2.

Со дня ввода объекта в эксплуатацию коэффициент строительства не применяется, при выполнении арендатором следующих условий:

осуществление государственной регистрации права на возведенный объект в течение 90 дней со дня ввода объекта в эксплуатацию;

уведомление арендодателя о государственной регистрации права на возведенный объект в течение 30 дней со дня государственной регистрации права, с приложением копии правоудостоверяющего документа.

В случае несоблюдения арендатором указанных сроков по государственной регистрации права и направления арендодателю уведомления срок применения коэффициента строительства продляется до дня уведомления арендатором арендодателя о государственной регистрации права на возведенный объект.

При определении размера арендной платы в отношении некоторых категорий арендаторов и для некоторых видов разрешенного использования установлены льготы в виде снижения размера арендной платы посредством применения понижающих коэффициентов:

коэффициент переходного периода в размере до 1,5 устанавливается Правительством автономного округа в отношении земельных участков, находящихся в собственности автономного округа, и органами местного самоуправления в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

коэффициент субъектов малого и среднего предпринимательства в размере 0,8 применяется в случае предоставления в аренду земельных участков субъектам малого и среднего предпринимательства, если они соответствуют требованиям, указанным в статье 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

коэффициент приоритета в размере 0,8 применяется в случае реализации на земельном участке проектов, включенных в Реестр приоритетных инвестиционных проектов автономного округа, а также в случае предоставления земельных участков региональным или муниципальным социально ориентированным некоммерческим организациям);

коэффициент сезонности в размере 0,5 применяется в случае передачи земельного участка в аренду на срок от одного года и более для организации отстоя флота, размещения лодочных станций, речных причалов, пристаней, зимних автодорог (зимников), летних кафе, разработки полезных ископаемых гидромеханизированным способом, организации площадок под складирование снега;

коэффициент строительства применяется в случае предоставления земельного участка в аренду для строительства и устанавливается в размере:

0,1 – в первый год после получения разрешения на строительство,

0,5 – второй год после получения разрешения на строительство,

1 – с третьего года, но в пределах нормативного срока строительства, указанного в разрешении на строительство.

При превышении нормативного срока строительства коэффициент строительства применяется в размере 2.

3. Порядок предоставления льгот в виде снижения размера арендной платы посредством применения понижающего коэффициента строительства

 

Основанием для снижения размера арендной платы посредством применения понижающего коэффициента строительства является заявление арендатора о применении коэффициента строительства с приложением разрешения на строительство. Коэффициент строительства в размере 0,1 применяется с даты подачи такого заявления в течение одного года. В течение следующего года коэффициент строительства применяется в размере 0,5, в течение третьего года и следующих лет, в пределах нормативного срока строительства, указанного в разрешении на строительство – в размере 1.

При превышении нормативного срока строительства, указанного в разрешении на строительство, коэффициент строительства применяется в размере 2.

Со дня ввода объекта в эксплуатацию коэффициент строительства не применяется, при выполнении арендатором следующих условий:

осуществление государственной регистрации права на возведенный объект в течение 90 дней со дня ввода объекта в эксплуатацию;

уведомление арендодателя о государственной регистрации права на возведенный объект в течение 30 дней со дня государственной регистрации права, с приложением копии правоудостоверяющего документа.

В случае несоблюдения арендатором указанных сроков по государственной регистрации права и направления арендодателю уведомления срок применения коэффициента строительства продляется до дня уведомления арендатором арендодателя о государственной регистрации права на возведенный объект.

Опубликовано: 11.06.2014 16:24        Обновлено: 12.07.2016 10:56