Размер:
Цвет:

Вопрос - ответ

1. Вопрос: Каков порядок предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства?

 

Ответ: В соответствии со статьей 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, поселений, городских округов.

Согласно статье 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов.

Кроме того, статьей 13 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 03.05.2000 № 26-оз «О регулировании отдельных земельных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» установлено, что  до 1 января 2020 года предварительное согласование предоставления земельного участка или предоставление земельного участка исполнительным органом государственной власти автономного округа либо органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в целях индивидуального жилищного строительства не осуществляется.

Преференциями при предоставлении земельных участков обладают льготные категории граждан, указанные в статье 7.4 Закона Ханты-Мансийского автономного округам – Югры от 06.07.2005 № 57-оз «О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», которым земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются бесплатно в порядке, предусмотренном статьей 6.2 Закона Ханты-Мансийского автономного округам – Югры от 03.05.2000 № 26-оз «О регулировании отдельных земельных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

 

2. Вопрос: «Я отношусь к числу коренных малочисленных народов Севера. Могут ли мне предоставить землю для строительства жилого дома и где?»

Ответ:  Предоставление земельного участка представителям коренных малочисленных народов севера осуществляется в установленном законодательством порядке в зависимости от целей его использования. Предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства указанным категориям граждан осуществляется с торгов. Преференциями при оформлении (получении) земельных участков, указанные категории не обладают, если не относятся к иным льготным категориям, например, молодым семьям, многодетным семьям и т.д. (в соответствии со статьей 7.4 Закона Ханты-Мансийского автономного округам – Югры от 06.07.2005 № 57-оз «О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»).

Граждане, имеющие место жительства в городском округе, вправе однократно бесплатно приобрести земельные участки в городском округе по месту жительства либо в ином городском или сельском поселении, входящем в состав муниципального района, в границах которого территориально расположен этот городской округ.

Граждане, имеющие место жительства в городском или сельском поселении муниципального района автономного округа, вправе однократно бесплатно приобрести земельные участки в городском или сельском поселении муниципального района по месту жительства или в ином городском или сельском поселении, входящем в состав этого муниципального района, либо в городском округе (городских округах), территориально расположенном (расположенных) в границах этого муниципального района.

Списки граждан, желающих однократно бесплатно приобрести земельные участки в городском округе, городском или сельском поселении муниципального района автономного округа, не являющегося местом их жительства, ведутся отдельно.

Гражданам, желающим однократно бесплатно приобрести земельные участки в городском округе, городском или сельском поселении муниципального района автономного округа, не являющегося местом их жительства, земельные участки предоставляются после обеспечения земельными участками всех граждан, принятых на учет в городском округе, городском или сельском поселении муниципального района по месту жительства.

 

3. Вопрос: «Имеют ли право инвалиды получить участок под индивидуальное жилищное строительство?»

 

Ответ:  В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 6 июля 2005 года № 57-оз «О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» определенные категории граждан, в том числе  инвалиды, прожившие на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры не менее пяти лет, имеют право однократно бесплатно без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов приобрести земельные участки для индивидуального жилищного строительства при условии, если они признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Порядок бесплатного предоставления земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства установлен Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 3 мая 2000 года № 26-оз «О регулировании отдельных земельных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

В целях бесплатного предоставления гражданам земельных участков уполномоченный орган местного самоуправления осуществляет образование земельных участков и постановку их на государственный кадастровый учет. Земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов формируются с учетом требований к обеспеченности инженерной и транспортной инфраструктурой, установленных региональными нормативами. Предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства будет осуществляться по мере формирования земельных участков в соответствии с установленными требованиями.

Информация о сформированных перечнях земельных участков, подлежащих бесплатному предоставлению гражданам для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования, размещается на официальном сайте администрации.

Для принятия на учет необходимо обратиться в администрацию муниципального образования с письменным заявлением о принятии на учет для бесплатного предоставления земельного участка, с указанием оснований принятия на учет, приложив копии необходимых документов, а именно:

а) документы, удостоверяющие личность гражданина и проживающих с ним членов семьи, а также подтверждающие факт их совместного проживания в городском округе, городском или сельском поселении муниципального района автономного округа;

б)  документ, подтверждающий отнесение гражданина к одной из категорий, указанных в пункте 1 статьи 7.4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре";

в) документ, подтверждающий факт проживания гражданина в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре не менее пяти лет, предшествующих дате подачи заявления (в случае, если факт проживания в автономном округе не менее пяти лет не удостоверяется записью в паспорте гражданина Российской Федерации);

г) нотариально удостоверенная доверенность представителя гражданина (в случае, если заявление от имени гражданина, отнесенного к одной из льготных категорий подписывается и (или) подается представителем);

д) договор аренды земельного участка до 2012 года (если есть).

 

4. Вопрос:  «Многодетным семьям тоже надо прожить в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре 5 лет для получения участка?»

 

Ответ: Да, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 9 июля 2005 года № 57-оз «О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» отдельные категории граждан, в том числе граждане, имеющие трех и более детей, прожившие на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры не менее пяти лет, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право однократно бесплатно приобрести земельные участки для индивидуального жилищного строительства. Требование относительно проживания граждан на территории автономного округа не менее пяти лет относится к одному из родителей (усыновителей), находящихся в зарегистрированном браке, или единственному родителю (усыновителю) и не распространяется на детей.

Также гражданам, имеющим трех и более детей, однократно бесплатно предоставляются земельные участки для садоводства, огородничества или ведения личного подсобного хозяйства, без предъявления требований относительно нуждаемости в улучшении жилищных условий и требований к сроку проживания на территории округа. При этом в соответствии с федеральным законодательством граждане имеют право построить жилое строение на садовом земельном участке, некапитальное жилое строение на огородном земельном участке либо жилой дом на приусадебном земельном участке (в границах населенных пунктов). Формирование и предоставление земельных участков для указанных целей не предусматривает их обеспеченность инженерной и транспортной инфраструктурой за счет муниципального образования.

 

5. Вопрос: «Проживаем в г. Нижневартовске. Ждем
появления на свет 3 ребенка. В улучшении жилищных условий не нуждаемся.
Можем ли мы рассчитывать на получение земельного участка после рождения 3-го ребенка?»

 

Ответ: Если Вы и члены Вашей семьи обеспечены жилым помещением общей площадью выше учетной нормы (в городе Нижневартовск учетная норма составляет 12 кв.м. на каждого члена семьи) и не являетесь нуждающимися в улучшении жилищных условий, то правом на однократное бесплатное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства Вы не обладаете.

Стоит отметить, что гражданам, имеющим трех и более детей, однократно бесплатно предоставляются земельные участки для садоводства, огородничества и ведения личного подсобного хозяйства, без предъявления требований относительно нуждаемости в улучшении жилищных условий.

 

6. Вопрос:  Мы многодетная семья (3 детей), но муж не является гражданином Российской Федерации. Имеем ли мы право на бесплатное получение земельного участка как многодетная семья?

 

Ответ: Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  от 25.12.2013 года № 131-оз «О внесении изменений в закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О регулировании отдельных земельных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» и статью 7.4. закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» внесены изменения в части требований, предъявляемых к гражданам, имеющим право на получение земельного участка. Согласно внесенным изменениям установлено, что оба родителя и все дети многодетной семьи должны быть гражданами Российской Федерации. Указанные изменения вступили в силу 27 января 2014 года.

 

7. Вопрос: У нас в семье 3 детей, старшему исполняется в этом году 18 лет. Снимут ли нас с очереди на получение земельного участка?

Вопрос: В этом году мужу исполняется 36 лет, снимут ли нашу семью с очереди на получение земельного участка?

 

Ответ: В соответствии с подпунктом 7 пункта 7.4 закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 06.07.2005 года № 57-оз «О регулировании отдельных жилищных отношений» при достижении возрастных ограничений (18 и 35 лет соответственно) граждане, принятые на учет в целях предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, сохраняют право на однократное бесплатное предоставление им земельных участков для индивидуального жилищного строительства, если отсутствуют иные основания для утраты такого права.

 

8. Вопрос: Подскажите, пожалуйста, для получения земельного участка в собственность бесплатно под ИЖС, проживание заявителя на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не менее пяти лет должно быть непрерывным?

 

Ответ: Согласно постановлению Думы ХМАО - Югры от 30.03.2012 № 457 абзац первый пункта 1 статьи 7.4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" устанавливает, что условием однократного бесплатного приобретения для индивидуального жилищного строительства земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданами, относящимися к установленным категориям, является проживание на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не менее 5 лет. Указанное условие не предполагает необходимости непрерывного проживания граждан на территории автономного округа для реализации соответствующего права. При наличии перерывов в проживании гражданина на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры исчисление указанного пятилетнего срока следует осуществлять с учетом всех периодов проживания гражданина на территории автономного округа вне зависимости от сроков и причин прерывания проживания.

 

9. Вопрос: Обладают ли многодетные семьи приоритетным правом при получении земельных участков?

 

Ответ: Многодетным семьям, вставшим на учет в муниципальном образовании автономного округа по месту жительства, земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются в первоочередном порядке относительно иных категорий граждан, вставших на учет в муниципальном образовании автономного округа. Доля земельных участков, предоставляемых в первоочередном порядке, составляет 50 процентов от общего количества земельных участков, включенных в перечень.


10. Вопрос: Прошу дать пояснения причин отмены Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 27 декабря 2000 года  № 137-оз «О предоставлении именных целевых денежных выплат детям Ханты-Мансийского автономного округа, родившимся в 2000 и последующие годы»


Ответ: Закон № 137-оз «О предоставлении именных целевых денежных выплат детям Ханты-Мансийского автономного округа, родившимся в 2000 и последующие годы» (далее также – Закон № 137-оз) был принят в 2000 году и предусматривал предоставление именных денежных выплат каждому ребенку, являющемуся гражданином Российской Федерации, родившемуся начиная с 1 января 2000 года на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – автономный округ) либо за его пределами и включенному по достижении 18-летнего возраста в установленном Правительством автономного округа порядке в реестр на получение именных денежных выплат.

В соответствии с Законом № 11-оз государственное предприятие Ханты-Мансийского автономного округа «Исполнительная дирекция Фонда поколений Ханты-Мансийского автономного округа» (далее – Фонд поколений) определено субъектом, осуществляющим деятельность по реализации Закона № 137-оз.

Во исполнение Закона № 137-оз Фонд поколений должен был ежегодно резервировать из доходов в своих активах из расчета на каждого новорожденного жителя автономного округа сумму, равную двадцати минимальным размерам оплаты труда, установленным на 31 декабря года рождения ребенка. Размер процентных ставок по резервируемым суммам для осуществления выплат должен был ежегодно определяться Попечительским советом Фонда поколений. Сумма процентного дохода должна была ежегодно капитализироваться, приращиваясь к основной сумме. Именные денежные выплаты предполагалось использовать на оплату обучения, лечения, либо приобретение недвижимого и движимого имущества, перечень которого должен был быть установлен нормативным правовым актом Правительства автономного округа.

Вместе с тем, в условиях изменившегося законодательства Российской Федерации, реализация механизма предоставления детям именных денежных выплат, предусмотренного Законом № 137-оз, стала невозможной.

В соответствии с распоряжением Председателя Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 3 апреля 2012 года № 54-рп,    с целью определения методики расчетов и размеров предоставления именных целевых денежных выплат детям Ханты-Маснийского автономного округа – Югры, родившимся в 2000 и последующие годы (далее – именные целевые денежные выплаты детям), создана рабочая группа по корректировке законодательства, регулирующего осуществление именных целевых денежных выплат детям.

Данной рабочей группой подготовлен уточняющий проект закона автономного округа «О предоставлении именных целевых денежных выплат детям Ханты-Мансийского автономного округа, родившимся в 2000 и последующие годы» (далее – законопроект).

В сравнении с действующим Законом № 137-оз законопроектом было предложено изменить источник именных целевых денежных выплат детям, исключив из механизма предоставления Фонд поколений, поскольку в силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» Фонд поколений, являясь коммерческой организацией не наделенной правом собственности на закрепленное за ней собственником имущества, не может нести ответственность по обязательствам автономного округа. Вместо этого законопроектом было предложено производить именные целевые денежные выплаты за счет средств бюджета автономного округа.

Законопроектом также было предложено уточнить условия для определения категории граждан, имеющих право на предоставление им целевых денежных выплат, и размер именной целевой денежной выплаты детям, который будет равен величине прожиточного минимума в автономном округе. Это было обусловлено принятием 20 апреля 2007 года Федерального закона № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации, который определяет, что минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.

Таким образом, законопроектом было предложено установить новый вид социального обязательства автономного округа, не учитывающего цели и критерии нуждаемости.

При этом, в целях реализации послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике, где перед субъектами Российской Федерации поставлена задача повышения адресности социальной поддержки граждан исходя из принципов нуждаемости, в целях достижения максимального социального эффекта оказания такой поддержки, в законодательство автономного округа в сфере социальной поддержки граждан, в том числе имеющих детей, внесены существенные изменения: определены критерии нуждаемости, период проживания, установлены дополнительные условия для предоставления отдельных мер социальной поддержки. Требование по проведению субъектами Российской Федерации инвентаризации социальных выплат и льгот, установленных региональным законодательством, и их пересмотр на основе адресности и нуждаемости, поставлены на контроль федеральных органов.

Кроме того, в соответствии с законодательством автономного округа, комплекс социальных гарантий югорским семьям с 2000 значительно претерпел изменения. В автономном округе, начиная с 2004 года, приняты и реализуются законы, направленные на поддержку материнства, детства, обеспечение прав детей-инвалидов на воспитание, обучение и образование, меры поддержки семей, имеющих детей, а также предоставляется мера социальной поддержки в виде Югорского семейного капитала, средства которого могут быть направлены на улучшение жилищных условий, получение ребенком (детьми), родителями (усыновителями) образования и медицинской помощи. На реализацию комплекса предоставляемых социальных гарантий детям и семьям с детьми из бюджета ежегодно выделяется около 5 млрд. рублей. Установленные в автономном округе меры социальной поддержки семей, имеющих детей, реализуются с положительным социальным эффектом.

В связи с изложенным, 13 июля 2017 года принят Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 42-оз «О признании утратившими силу некоторых законов», согласно которому признаны утратившими силу Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 27 декабря 2000 года № 137-оз «О предоставлении именных целевых денежных выплат детям Ханты-Мансийского автономного округа, родившимся в 2000 и последующие годы» и Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 13 февраля 2002 года № 11-оз «О фонде поколений Ханты-Мансийского автономного округа».

Опубликовано: 13.04.2012 14:20        Обновлено: 13.06.2019 14:15